Апрель-май 2020
В карантине время летит так быстро! И я никак не могла найти время, чтобы сесть и написать (а потом дописать) новости. Но наконец-то!
Как я уже писала, наша жизнь довольно сильно изменилась. За эти месяцы появился новый режим жизни.
Главная проблема первых месяцев, когда мы реально не выходили из дома, была в недостатке впечатлений как у Андрюшки, так и у меня. И я всеми силами стремилась его компенсировать, разнообразить домашнюю жизнь. Конечно в отсутсвии прогулок времени у компьютера прибавилось. Сложно конкурировать с подобным источником впечатлений )) Но при этом стало больше времени и для совместных игр и занятий. У меня в качестве "впечатлений" было много онлайн уроков Фельденкрайза. И это стало моим вдохновением! А идея разнообразить быт прижилась и осталась и сейчас, хотя мы выходим снова на прогулку.
Я уже писала, что попробовала делать с Андреем уроки "осознавания через движение", которые вообще-то предполагают осознанное самостоятельное выполнение определенных движений. Конечно, Андрей не может делать это в формате взрослого урока. Но через игру, совместную детельность и мою физическую помощь он начал активно участвовать в этих движениях. Кроме того, у нас начался замечательный обучающий курс с Петром Андреевым. Он посвящен "глубокому касанию". Прикосновение - очень важный способ воздействия в другом виде работы в методе Фельденкрайза - в функциональной интеграции. Функциональная интеграция - это работа одни на один с человеком, имеющим те или иные ограничения в выполнении движений, когда специалист метода сам выполняет нужные движения, прикасаясь и двигая те или иные части тела человека. Здсь очень важно, как именно ты прикасаешься, как устанавливаешь и поддерживаешь телесный и двигательный контакт. И Петр разработал свою систему обучения этому. И это тоже стало частью наших будней с Андреем. Тут "работа" больше моя, поэтому мы совмещаем это с чтением книжек.
Параллельно я слушала семинары по альтернативной коммуникации. И брала оттуда то, что может пригодиться для нашего взаимодействия с Андрюшей. Мы попросили у друзей коммуникативную кнопку. На нее можно записать одно короткое сообщение. Андрюха нажимает на нее и слышит его. Ему очень понравилось с ней играть. Мы записывали на нее разные фразы. С ее помощью он мог попросить прочитать дальше, мог прокомментировать момент игры, который ему особенно нравится - поезд заехал на мост, и даже поздравить тетю с Днем Рождения )) На старый телефон поставили коммуникативную программу. И используем ее в игре. Например, играем в магазин одежды. Андрей выбирает, что хочет примерить кукла - коммуникатор озвучивает. Количество возможностей для выбора с программой больше, чем с пальцами, конечно. Но в рутинном обении мы чаще используем просто выбор из нескольких альтернатив. Я их озвучиваю и показываю свои пальцы, а он выбирает. Несмотря на все ограничения альтернативной коммуникации, она дает очень важное - возможность согласования, ощущение, что ты будешь услышан и понят. Андрей часто имеет свое мнение, негодует, если что-то идет не по его плану. И альтернативная коммуникация очень помогает нам договориться, просим его объяснить, а не кричать или плакать. Ему все еще трудно инициировать свою просьбу, чаще всего он ждет, что будет понят автоматически. Но сейчас есть возможность выбора, объяснения с учетом его мнения - и это очень помогает, потому что он уже как малыш не отвлекается и не переключается.
Андрюхе очень нравятся книжки с наклейками. Я выбираю сюжетные, где нужно клеить разные предметы, животных, людей. Такие книги у нас повод для общения, выбора, соотнесения, чтения, счета и развития координации, конечно.
Для двигательного разнообразия мы используем доску-качалку, верховую посадку, кружимся на балконе на стуле и прыгаем на надувном матрасе. Кроме того, Андрей на балконе забирается на табуретку, перелезает с одного стула на другой, чтоб посмотреть из соседнего окна, ходит вдоль опоры. На балконе мы начали ходить с ходунками. Он как-то скачком их освоил. И мы начали выходить с ними на улицу. Но для него это большая нагрузка, поэтому делаем это не часто пока.
На велосипеде Андрей ездит более уверенно, чем в прошлом году. Пытается регулировать скорость: лучше разгоняется, перестает крутить педали при приближении к препятствию. Долгое время ему трудно было выехать из подъезда по "травке". Теперь легко справляется. На пустых детских площадках ему было интересно ездить между качелями-каруселями и проверять, где он может проехать - полоса препятствий.
Андрей стал увереннее сидеть на новых поверхностях. Долгое время он пугался - боялся потери равновесия, цеплялся. А сейчас сидит спокойно. Может немного насторожиться в самом начале, но осваивается быстро. Сейчас уже пробует наклоняться, поднимать что-то с пола, если сидит низко, учу его организовывать позу для этого.
У Андрюхи изменилось отношение к игрушкам. Он нашел свою старую игрушку-бабочку. И какое-то время мы делали все с бабочкой. Причем, он сам инициировал, что она с нами идет мыть руки. И к другим игрушкам он тоже относится с бОльшим вниманием. Трудно это описать. Но ему интереснее что-то делать, когда участвуют игрушки.
У Андрюшки выпал еще один молочный зуб, нижняя двойка слева. На этот раз сам, когда грыз кусок яблока. Без шума и пыли ))
По согласованию с нашим лечащим врачом мы начали снижать наше кето-ссотношение. Будем пробовать завершить диету. Мы пробыли на ней почти три года. Еще несколько месяцев уйдет на постепенное изменение питания. По протоколу если диета дает улучшение, и оно закрпяется, можно пробовать ее отменять, как отменяют любое другое лечение, когда оно отработало. Но как будет в каждом конкретном случае, предсказать нельзя. Есть случаи, когда дети остаются на диете длительно, есть, когда с отменой наступает ухудшение и возврат на диету не помогает. Надеюсь, у нас получится уйти с диеты с ремиссией! в конце лета - начале осени мы будем делать контрольный мониторинг. Держите за нас кулачки и помолитесь по-возможности!
Желаем всем теплого лета! Спасибо, что вы с нами!
