2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговской

Модератор: Умники

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговской

#1 Сообщение muzenergo » 26 фев 2016, 16:59

Изображение

Знаменитый российский учёный — биолог, нейролингвист, психолог, дважды доктор наук (филологических и биологических), профессор Санкт-Петербургского университета, известный популяризатор науки. Черниговская говорит: «Есть научные основания сомневаться в том, что мозг поставляет нам верную информацию…"

Известна как популяризатор науки в печатных и электронных СМИ (награждена почётным дипломом Президиума РАН за лучшие работы по популяризации науки 2008 года). Участник и ведущая многочисленных научно-популярных телепередач и фильмов.

Биография и перечень академических достижений на нескольких страницах - на личной странице.
===========================

Билеты: 400 руб. в предпродаже, 500 на входе.

Где и как купить:

- онлайн: https://ok.timepad.ru/event/298531/
- в офисе: "Сервис-Экспорт" (пр. Боголюбова 26), левое крыло, 2 этаж, офис 28 Б
- по звонку: +7-916-511-37-41

Вас много (школьники-старшеклассники, студенты, научные сотрудники, любая иная группа неравнодушных численностью от 15 человек)? Звоните +7-916-511-37-41, придумаем вам групповую скидку.

LeSS
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 07 май 2009, 13:23

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#2 Сообщение LeSS » 26 фев 2016, 18:31

Очень неожиданно!! :roll:
Слушали, знаем :smile:
Очень интересно и полезно, спасибо! :good:

Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#3 Сообщение muzenergo » 08 мар 2016, 16:24

Билеты завезены в кассу ТРК "Маяк" (в главном фойе сразу слева от входа - белая промо-стойка). Касса работает со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00 (в рабочую среду 9 марта - не работает).

iad
Сообщения: 7940
Зарегистрирован: 27 июл 2010, 14:32

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#4 Сообщение iad » 08 мар 2016, 20:04

Видео писать и публиковать будете?
А то очень интересно, но меня в городе не будет
Все люди являются носителями интеллекта, но большинство бессимптомно.
Мыслить трудно, поэтому люди стремятся судить тех, кто мыслит…
Нужно работать не восемь часов в сутки, а головой.

Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#5 Сообщение muzenergo » 10 мар 2016, 17:17

iad писал(а):Видео писать и публиковать будете?
А то очень интересно, но меня в городе не будет
Не гарантируем :(

Аватара пользователя
Tet
Сообщения: 480
Зарегистрирован: 28 янв 2008, 20:23
Откуда: Дубна, ИЧ

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#6 Сообщение Tet » 11 мар 2016, 02:23

Вообще, конечно, послушать Черниговскую вживую -- моя мечта. Примерно с 2002-го года. Смотрела передачи с её участием в ночной научно-популярной программе "Гордон" (он тогда был относительно молод, курил прямо в студии и многозначительно кивал и вообще производил самое положительное впечатление). Конечно, круто было бы устроить вечер ответов Черниговской на вопросы аудитории, -- ну, может, ещё раз приедет, если эта лекция с аншлагом пройдёт ))

Татьяна Черниговская: "У дельфинов, с которыми я работала, мозг сопоставим с нашим, он высокоразвитый, с невероятными способностями учиться. Дельфины ироничны, у них сложный язык. Оппоненты говорят: зато у них нет цивилизации, как у нас. В ответ хочется спросить: вы желаете, чтобы они построили ДнепроГЭС на дне океана? Вам не нравится, что они не загадили всю планету? Они живут, как мы, возможно, жили в раю, у них нет врагов в океане. У них совершенное тело и немыслимая скорость, даже акула им не враг, потому что если дельфин разгоняется и бьет акулу в бок, то он просто ее таранит. Дельфины пляшут и поют, они веселы и счастливы, и я не понимаю, в чем мы их сильно обогнали.

Если говорить об обезьянах, то недавно закончился американский проект, когда обезьян учили жестовому человеческому языку. Они овладели им на уровне 2-3-летнего ребенка, что нарушает наши представления о мире. Более того, обезьяны дошли до такого уровня развития, что начали учить жестовому языку охранников и своих детей. Они узнают себя на фотографиях, что говорит о высокой степени психического развития. Потрясает сам факт того, что мы вступили в контакт с другим биологическим видом. "

Билеты на лекцию Черниговской в Дубне: https://ok.timepad.ru/event/298531/
http://www.vk.com/mamelegko
Группа поддержки ГВ и слингоношения в Дубне. Бесплатные встречи, практическая помощь.

Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#7 Сообщение muzenergo » 14 мар 2016, 12:55

Нас начинают спрашивать, как гарантировать себе место в зале, если мы продаём билеты без мест (и почему мы их, собственно, продаём без мест).

Продаём именно так потому, что не понятно заранее, как лектор предпочтёт встать на этой сцене и как расположит экран и проектор (а потому места, которые мы могли бы рекомендовать как хорошие, окажутся на самом деле неудобными).

А гарантировать место в зале просто: в нём 350 мест, а билетов мы выпустили в продажу несколько меньше. Если поймём, что распродаются все - будем при входе в зал закреплять за посетителями места, да и всё.

Словом, все рассядутся. Приходите!

Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#8 Сообщение muzenergo » 21 мар 2016, 14:01

Тем временем из-за групповых заявок из ОИЯИ и Университета возникло реальное ощущение, что можем докатиться и до необходимости продавать билеты с местами...

Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#9 Сообщение muzenergo » 25 мар 2016, 15:27

https://www.youtube.com/watch?v=i2mUicJeGq0

МЫ — ЭТО ТО, ЧТО МЫ ПОМНИМ


А что такое память человека?

В самом научном смысле, память – это когда происходят биохимические процессы, образующие новые молекулы, и тем самым, в долговременную память химически записывается та информация, которая вам нужна.

В данном случае это мозг решает или вы сами?

В данном случае, я решаю: вот это мне надо запомнить – и прилагаю некоторые усилия к тому, чтобы это куда-то поместилось. Но человеческая память организована иначе, чем компьютерная память. Чтобы найти что-то у себя в компьютере – вы должны знать, где этот файл записан. И он записан в какой-то определенной точке. Что касается нашей памяти, биологической – там нет точек, в которых что бы то ни было записано. Память распределена по мозгу очень странным образом. Ну, например, такой вопрос: где находится память на собаку? Если на слово "собака", то оно будет в той зоне мозга, которая занимается словами, тут. Если на вид собаки – то тут, в другой зоне. Если на запах – то в другом месте. Если на кожу – то в третьем. Кроме того, эта собака вчера уронила мою старинную чашку и разбила – и поэтому она у меня лежит в том месте, где чашки, а также в том месте, где мерзкие твари бьют хорошие чашки. То есть, для мозга простым правилом является то, что для компьютера является сложным, и наоборот.

Значит, можно сказать, что человек – это память?

Человек – это память! С такой формулировкой я согласна. Я бы даже сказала, что мы – это то, что мы помним. Потому что, если вдруг беда случится и у нас память откажет – например, болезнь Альцгеймера всем известная – то тогда мы перестаем существовать как личность.

А в это понятие памяти входят запахи? Память на запахи существует?

Да, конечно, это, кстати, интересная вещь. Запахи – наиболее подсознательное или бессознательное из всех наших сенсорных модальностей. Слуховое, зрительное, кожное, даже вкусовое – это как-то через сознание проходит. Запахи же практически не проходят через сознание, это все идет на подсознательном уровне. Это мы унаследовали от животных, только утеряли мощь. То есть, мы свои умения на тему запахов утратили, но мы меньше утратили, чем мы думаем, потому что запахи очень сильно влияют на наше состояние, на наши воспоминания, и они совсем не такие простые, как можно подумать, более того – о них очень трудно говорить.

А вот насколько возможно воздействие на состояние, может, даже на сознание человека с помощью запаха?

Да, это возможно. На бытовом уровне это носит название ароматерапия, но есть и более серьезные и опасные вещи, некоторые даже говорят о гипнотическом ключе.

То есть можно даже вызвать агрессию целенаправленно?

Да, можно! Это прямой химический вход в мозг.

Это ужасно. Скажите, а кто командует этой химией, если это химия вообще – запахи?

Сам мозг и командует. Вот это самое неприятное, что я могу сказать. Мозг как-то слишком много воли себе взял.

То есть, он – начальник?

Он начальник.

То есть, если я даже что-то сознательно делаю сам – то, может, это он делает, потому что это ему приятно?

Приятно, или нужно, или это входит в какие-то его планы, если уж совсем расхулиганиться – что у мозга есть свои планы.

То есть, мозг знает, как ему нужно действовать, какими мы должны быть, и заставляет нас такими быть?

К сожалению, я сказала бы так. Во всяком случае, это все сводится к проблеме свободы воли, о чем сейчас много пишут и говорят.

То есть, у него есть какие-то клише, по которым он действует?


Там есть клише, и мы об этих клише довольно мало знаем. То есть, впечатление такое, что мозг – это такая самодостаточная сущность, ему себя хватает…

…и для того, чтобы его кормить, нужен некий слуга?

А мы должны его кормить. Ведь он как кормится? Мозг потребляет 25% всей энергии, идущей на все. То есть мозг – он вообще дорогой. А у маленьких детей, у младенцев – это вообще 50% энергии. Мозг – очень дорогостоящая игрушка. Но, если это переводить на привычные нам величины, скажем, на Ватты, то мозг потребляет всего 30 Ватт энергии.

Это маленькая лампочка!

Да, маленькая немощная лампочка. Но если мы сойдем с ума настолько, что решим сделать искусственный мозг, то энергия, которая нам понадобится, чтобы все эти компьютеры – а их будет очень много – работали, то эта энергия будет равна 180-ти мегаваттам. Это примерное количество энергии, которое использует адронный коллайдер.

И это все у меня в голове…

К чему я клоню. Нам очень бы невредно узнать, как мозг умудряется делать такое большое количество работы, используя такое маленькое количество энергии.

Значит, мы ему нужны только для того, чтобы его кормить.

Мне нравится эта идея, хотя я никогда так на это не смотрела.

А какие манипуляции с мозгом можно производить, чтобы не он нами командовал, а мы им?

Ну, это дело очень близкого будущего, когда будут сделаны чипы, которые можно будет внедрить в мозг с целью, скажем, увеличения памяти или увеличения скорости протекания процессов, или добавления памяти.

iad
Сообщения: 7940
Зарегистрирован: 27 июл 2010, 14:32

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#10 Сообщение iad » 27 мар 2016, 10:28

Спасибо за ссыль.
Впечатление двойственное, жаль, что не удасться непосредственно послушать, позадавать вопросы.
Некоторые заявления в программе были очень категоричны и субъективны, поэтому хочется
посмотретть и разговор в Дубне в виде записи.
Все люди являются носителями интеллекта, но большинство бессимптомно.
Мыслить трудно, поэтому люди стремятся судить тех, кто мыслит…
Нужно работать не восемь часов в сутки, а головой.

Аватара пользователя
Tet
Сообщения: 480
Зарегистрирован: 28 янв 2008, 20:23
Откуда: Дубна, ИЧ

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#11 Сообщение Tet » 29 мар 2016, 12:03

Еще Людвиг Витгенштейн писал о том, что «мир человека таков, каков его язык». Язык в большой мере определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем. Согласно гипотезе Сепира—Уорфа (гипотезе лингвистической относительности), которую сегодня активно обсуждают в науке, язык влияет на наше мышление и процесс познания. Поэтому когда человек знает больше, чем один язык, у него есть несколько картин мира. Это несопоставимо более богатая жизнь.

Изучать иностранные языки нужно не потому что это полезно для путешествий — сейчас можно обойтись английским, — а потому что, проникая в другой язык, вы проникаете в другие миры. Зачем люди учат латынь, древнегреческий, шумерский? Ведь этих шумеров, древних греков и латинян давно нет. И все же, представить себе, в каком мире они жили, можно, изучив их языки. Владение языком — это не вопрос технического благополучия, когда можно в Китае пойти в магазин и сказать правильные слова. Дело не в этом, а в том, что вы расширяете свой мир.

Любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Поэтому независимо от того, чем этот мозг занят, решает ли он простые кроссворды, что конкретному человеку кажется трудной задачей, или доказывает сложные теоремы, которые в качестве умственной работы подходят совсем для других людей, это улучшает мозг. Это актуально в любом возрасте, поскольку нейронная сеть развивается каждую секунду. Мозг меняется всегда, даже в 90 лет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная — значит хорошая.

Конечно, чем моложе мозг, тем он пластичнее, то есть, тем более способен к обучению и изменению, — поэтому чем раньше человек что бы то ни было начинает изучать, тем больше от этого толку. В отношении иностранных языков это втройне так. Это не значит, что во взрослом возрасте этим не стоит или нельзя заниматься, — просто в детстве такие занятия намного эффективнее.

Канадские ученые провели эксперименты, показавшие, что люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю памяти на несколько лет за счет развития нейронных связей. Когда человек владеет несколькими языками, у него интенсивнее работает нейронная сеть. Мозг в таком случае будет более сохранен. Это отодвигает теоретически возможное снижение интеллектуальных способностей, в том числе, снижение памяти.
http://www.vk.com/mamelegko
Группа поддержки ГВ и слингоношения в Дубне. Бесплатные встречи, практическая помощь.

Аватара пользователя
muzenergo
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 00:28
Контактная информация:

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#12 Сообщение muzenergo » 01 апр 2016, 11:09

Друзья, пятница 1 апреля - не только последний день продаж в интернете, в кассе "Маяка" и в офисе в "Сервис-Экспорте", но и последний день, когда билеты стоят 400 рублей. И это не шутка.

На входе билеты будут стоить 500, о чём мы вас честно предупреждали. Так что успевайте, пожалуйста. Владимир Владимирович вот тоже вовремя не отоварился - пришлось за мороженое тысячу рублей платить в последний момент.

Изображение

Аватара пользователя
_DOK
Сообщения: 13976
Зарегистрирован: 21 апр 2008, 21:06

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#13 Сообщение _DOK » 03 апр 2016, 09:30

Огромная благодарность организаторам - очень понравилось ! Получил впечатления, которые гораздо лучше моих ожиданий.

Отдельное удивление - полнейший аншлаг на мероприятие такого формата и тематики!
Зал был уже полон, оба боковых прохода были в два ряда заставлены дополнительными стульями и креслами (занятыми), а в фойе стояло ещё 30-40 желающих, которым билетов уже не досталось !
Спасибо Юрию - по вполне приемлемой цене предоставил возможность пройти в зал всем пожелавшим.

iad
Сообщения: 7940
Зарегистрирован: 27 июл 2010, 14:32

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#14 Сообщение iad » 03 апр 2016, 09:49

Ну не жмитесь, положите на youtube!
Все люди являются носителями интеллекта, но большинство бессимптомно.
Мыслить трудно, поэтому люди стремятся судить тех, кто мыслит…
Нужно работать не восемь часов в сутки, а головой.

iad
Сообщения: 7940
Зарегистрирован: 27 июл 2010, 14:32

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#15 Сообщение iad » 03 апр 2016, 09:54

Все люди являются носителями интеллекта, но большинство бессимптомно.
Мыслить трудно, поэтому люди стремятся судить тех, кто мыслит…
Нужно работать не восемь часов в сутки, а головой.

Аватара пользователя
_DOK
Сообщения: 13976
Зарегистрирован: 21 апр 2008, 21:06

Re: 2.04, лекция "Язык. Мозг. Гены" проф. Татьяны Черниговск

#16 Сообщение _DOK » 03 апр 2016, 10:42

iad писал(а):Ну не жмитесь, положите на youtube!
может какой-то форумчанин и записал из зала, а я - "слушал взахлёб" :roll:

Улыбнул один момент во время упоминания эпигенетики, когда Черниговская пошутила примерно так: "нарабатываешь-нарабатываешь свой положительный опыт и свойства, чтобы (эпигенетически) передать их потомству, и тут выясняется - опыта уйма, а родить уже не можешь" ((
Нюанс о том, что не только мамы, но и папы тоже "эпигенетически накапливают и ... могут" )))) Но Черниговская ответственно и этично это "замолчала" :smile:
Ы, Васо ? :D

Ответить

Вернуться в «Наука и образование Дубны»