Как часто нам хочется сделать добро ближнему, и как часто желание ограничивается одними мыслями! Но есть среди нас и энтузиасты-волонтеры, получающие радость в свободное время не от пассивного отдыха, а от отдачи сил другим людям, которым чуть меньше повезло в жизни. Добровольческую деятельность можно сравнить со спортивным азартом: если вы втянулись, то уже не сможете жить без любимого занятия.
Дубнинские волонтеры из движения "Поможем вместе!" (организатор - Мария Зверева) живут именно так. Полтора года назад они практически взяли шефство над детским приютом "Родничок" в Кимрах. Сначала ребята ездили туда один раз в неделю по субботам, несколько месяцев назад к субботе прибавилась среда, а иногда, когда нужно помочь по хозяйству, приезжают и чаще.
Дети попадают в приют из неблагополучных семей и живут там кто-то месяц, а кое-кто и год. Обычно в приюте находятся 10 - 15, а иногда и более 20 детей от 3 до 18 лет. Благодаря душевному отношению воспитателям удается создать непринужденную обстановку, приближенную к домашней, найти индивидуальный подход к каждому маленькому человечку.
Чем занимаются волонтеры в приюте? За все время "трудовой вахты" они провели в нескольких помещениях косметический ремонт на средства, собранные от неравнодушных жителей Дубны. Получили дети в подарок и множество книжек, игрушек и одежду. На деньги, которые жертвуют добрые люди, волонтёры регулярно покупают памперсы для приютских малышей.
Молодые люди (Глеб Панов, Владлен Власов, Александр Комков) помогают воспитателям с ремонтом мебели, компьютеров, на которые устанавливают развивающие игры и программы, участвуют в решении серьёзных хозяйственных вопросов. Силами волонтёров в приюте установлены водонагреватели, благодаря которым у детей есть возможность помыться в холодное неотапливаемое время.
Главный же акцент в деятельности волонтеров стоит на развивающих занятиях. Добровольцев из Дубны ребятня встречает каждый раз с горящими глазами, потому что точно знает, взрослые снова для них придумали оригинальное занятие - это как если бы приходил ежедневно Дед Мороз.
Хотя для детей дошкольного возраста воспитатели дают основные уроки: математику, чтение, "Окружающий мир", - но вот на то, чтобы увлечь питомцев чем-то интересным, воспитательских сил уже не хватает. Причем иными детьми в их собственных семьях родители не занимались вообще, так что, попав в приют, те не представляют, чем занять себя. Некоторые даже не знают, что такое фломастер. Чтобы пробудить в ребятах творческую, активную жилку, добровольцы из Дубны и ведут игровые занятия.
Волонтер Мария Горская, учитель начальных классов в "Полис-лицее", знает всё о рисовании тысячью хитроумных способов. Оксана Плисковская, педагог групп раннего развития, дает малышам веселые логопедические уроки. А особенно полюбился ребятишкам мастер-класс по диджеингу, который иногда дает Владен Власов.
Все занятия, хоть и требуют определенной фантазии, достаточно просты, чтобы и трех-, и семилетние дети могли справиться, и никто не почувствовал бы уколов зависти из-за того, что у него всё получается хуже, чем у других.
Корреспондент "ПМ" дважды ездила в приют вместе с волонтерами. Впечатления остались самые позитивные. Когда едешь впервые в место "временного содержания" детей, воображение рисует всяческие ужасы. Но всё оказалось ровно наоборот: общительные, живые, хорошие дети! И как красивы они, когда улыбаются...
Моя задача была предельно проста: с серьезным лицом помогать делать несерьезные вещи. Девочки рисовали прокрашенной гуашью ладошкой в перчатке бабочек, пацаны - пауков. Во второй части игрового урока дети с нашей помощью выводили акриловыми красками узоры, звездочки и травку на стенках стеклянных бокалов, щедро посыпая художества золотистыми блестками. Потом зажгли по водоплавающей свечке во всех бокалах и посмотрели, как здорово выглядят получившиеся сувениры.
Четырехлетняя Таня, которой я помогала, заглядывала в глаза и вкрадчиво спрашивала, не могли бы мы остаться подольше или, по крайней мере, приехать завтра. Обняла меня… Как бы понять, где грань между стремлением помочь и вторжением на чужую территорию?..
Или взять мальчишек. Те держатся настолько независимо, что мне уже казалось, откажутся вообще что-то рисовать. Но нет. Младшеклассник Дима сначала напустил на себя снисходительный вид, явно нехотя начертил полоски. Но затем, когда уже нарисовал, глаза загорелись - увлекся и дорисовал на небе зарево. За детьми, когда они рисуют, забавно наблюдать. Если у девочек цвета светлые, яркие, то парни даже небосвод умудряются порой раскрасить черным - своеобразная заявка на серьезность.
В другой раз Мария Горская показывала, как делать пластилиновые мультики. Это очень занимательный вид искусства: нужны лишь ноутбук с камерой, установленная на нем склеивающая кадры программа, лист картона и пластилин. Дальше – полет фантазии.
Вообще, цель таких неформальных занятий - не вызубрить что-то, а сделать вместе простые, но интересные вещи, привить ребенку вкус к созиданию.
Кто-то может сказать – ерунда, к чему столько внимания уделяется детским занятиям? Но ведь это взрослые, замученные рутиной, иногда думают, что счастье – полежать на диване после работы. А у детей не так. Они подспудно чувствуют, что если хочешь быть счастливым – надо что-то хорошее делать. Так, одна из девочек лет 11-ти с удовольствием вспоминала, как вместе с мамой ходила на работу (я не ослышалась? Нет, и правда – на работу), оказалось, что мама когда-то трудилась маляром.
Дети, сами от себя не ожидая, творят красоту и позитив. Трудно судить, какой из сторон – волонтерам или ребятам – занятия приносят больше пользы и удовольствия. Общение происходит на равных, а это значит – добровольцы из Дубны хоть немного, да помогают маленьким людям стать свободными личностями, не ограниченными рамками не очень веселых жизненных обстоятельств.