Fduch писал(а):А вообще, не может быть двух равных населённых пунктов. И толчок в развитии города дал именно ОИЯИ. Иваньково просто удачно влился, в активно развивающуюся Дубну. Поймал удачную волну. А если бы не подсуетился, то и остался бы маленьким населённым пунктом Иваньково. Если честно, я не вижу предпосылок к такому же бурному развитию Иваньково, как развивалась Дубна. Да и тензора наверно не было бы.
Может по этому, Дубна называется городом учёных, а не городом ВРГС или городом ракетостроения?
Дубну не назвали городом ракетостроителей исключительно потому, что эта тема была в советское время сугубо засекречена. Поэтому институтскую Дубну всячески выпячивали как международный проект "во имя мира", а вот ракетостроительную Дубну всячески замалчивали. Хотя делали всего важного, сложного и интересного там, мягко говоря, не меньше. И происходило это совсем без всякого влияния Института.
Пока институтская Дубна создавала научную площадку и открывала анти-сигма-минус-гиперон, Иваньково вовсе не теряло времени даром. В 1951-м году работавшему здесь заводу № 1 (в начале своей истории - № 30, ныне - Дубненскому машиностроительному заводу) постановлением Совета Министров от 01.09.1951 было дано задание освоить новую для предприятия тематику - создание крылатых ракет.
Через месяц, 12 октября 1951 года вышел приказ министра авиационной промышленности Михаила Хруничева № 1010, согласно которому на заводе был организован филиал ОКБ-155 Артёма Микояна, который в дальнейшем стал ГосМКБ "Радуга". В документе говорится: «...возложить на него работы по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также дальнейшей модификации беспилотного самолета «КС». Кроме этого, на филиал возлагалось решение вопросов по созданию первых отечественных образцов управляемого ракетного оружия – «самолетов-снарядов», ракет классов «воздух-поверхность», «корабль-корабль» и «поверхность-поверхность». Начальником этого конструкторского бюро, получившего название ОКБ-155-1, стал талантливый конструктор Александр Яковлевич Березняк.
Первым проектом предприятия стала доработка и передача в серийное производство реактивного самолёта-снаряда КС, разработанного в ОКБ-155. Александр Березняк организовал четкое взаимодействие конструкторов с производством и серийно-конструкторским отделом завода, и в результате уже в 1953 году были завершены государственные испытания и принята на вооружение система «Комета» (носители Ту-4К, Ту-16 с ракетой КС).
Не останавливаясь на достигнутом, коллектив филиала приступил к работам по дальнейшей модернизации КС. В результате кропотливого труда появились крылатые ракеты КСС, КС-7, которые принесли первую известность в авиационном мире Александру Березняку и его коллегам.
В 1955 году вышло постановлению правительства о начале разработки принципиально новой крылатой ракеты морского базирования П-15. Этот проект был поручен непосредственно филиалу ОКБ-155. Уже через год конструкторское бюро закончило работы по технической документации и передало её в производство.
В марте 1957 года Александр Березняк стал главным конструктором филиала. Через семь месяцев, 16 октября на Черном море состоялся первый пуск П-15 с катера 183Э. В 1960 году модель была принята на вооружение. За создание П-15 коллектив был отмечен Ленинской премией в 1961 году. А
сама ракета вошла в мировую историю ракетостроения 21 октября 1967 года, когда в ходе арабо-израильского конфликта с её помощью был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.
Одновременно с П-15, с 29 августа 1959 года по 28 октября 1959 года, на ракетных катерах проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» — первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия.
Дальнейшая модернизация комплекса П-15 позволила создать ещё несколько моделей... и т.д.
Отсюда -
http://www.ktrv.ru/about/structure/458/ ... 92e90cc6ac
В дальнейшем на левом берегу делали не только все более мощные и все более "умные" ракеты - но и самолеты, и даже разрабатывали совершенно уникальную систему орбитального самолета "Спираль", по которой были построены опытные образцы, один из которых сохранился до настоящему времени.
Каждый, кто даст себе труд ознакомиться с историей "Радуги" и ДМЗ убедится в том, что левобережный конструкторский комплекс Дубны все советские годы работал с чрезвычайно высокой эффективностью, непрерывно развивался - и все это развитие, естественно, происходило без всякого "толчка" со стороны ОИЯИ - оно и началось за десять лет до начала работы над первыми ускорителями ОИЯИ и, естественно, ученые Института не имели к этим совершенно секретным работам никакого отношения.
Так что никакого "толчка" от ОИЯИ к Радуге-ДМЗ не было, это раз, они и без ОИЯИ представляли собой динамично развивающиеся предприятия с огромной отдачей и потрясающими результатами - это два.
Тот факт, что в сознании советских людей утвердился слоган "Дубна - город международной науки", а не "Дубна - город советского ракетостроения" связан исключительно с тем фактом, что все ракетостроительные работы были сугубо засекречены. Даже издававшаяся левобережными предприятиями газета "Вперед", подшивка которой имеется у нас в музее, нигде и никогда не упоминала - что именно является основной продукцией КБ и завода, о работниках которых она писала еженедельно.
leonid4 писал(а): Попробовали бы Вы назвать Дубну в 50-80-е годы городом ракетостроителей.

Определенное количество лет в местах не столь отдаленных Вам было бы обеспечено.
И это было чертовски верно, потому что враг, товарищи, не дремал тогда - не дремлет он и сейчас. Как совершенно верно говорил убитый немецкими фашистами чехословацкий коммунист Юлиус Фучик: «
Люди, я любил вас, будьте бдительны!».