29.10.2014 | Кризис в ЖКХ: конца не видно?
Прошел год с того момента, когда управление львиной долей (до 70%) городского жилья перешло в руки Клипикова В.Н. В октябре 2013г. администрация города неожиданно заговорила о долговом кризисе в сфере ЖКХ: оказывается, три крупнейшие управляющие компании, перешедшие во владение Клипикова, за три года управления накопили внушительные долги перед ресурсоснабжающими организациями города. До этого момента тема коммунальных долгов всплывала только в публичной перепалке главного энергетика ОИЯИ Леонова А.И. и его оппонента Володина С.А. Таким образом, официальной датой начала кризиса в городском ЖКХ считается дата прихода в город заезжего "кризисного менеджера" Клипикова В.Н. Но так ли это? Попробуем разобраться в истоках коммунального кризиса.
Суд да дело
Жилищный сектор в СССР всегда был проблемным. Но и в демократической России мало что изменилось. Все реформы в сфере ЖКХ не давали ожидаемого эффекта. Сужу об этом исходя из собственного опыта. Однажды мне удалось заглянуть в святая святых ЖКХ – в его бухгалтерию, и я ужаснулся тем возможностям для воровства, которые мне открылись в этой сфере. Когда я слышу заявления некоторых господ, утверждающих, что в коммунальном бизнесе трудно выйти на рентабельность, то удивляюсь такой наивности. После того как мне удалось разобраться во многих тонкостях экономики жилкомхоза, я без всякой иронии стал утверждать, что норма "серой" прибыли в этой сфере сравнима с рентабельностью наркобизнеса.
Дело было десять лет назад. В 2004г. глава Дубны неожиданно повысил тарифы на коммунальные услуги сразу на 52%. Общественность возмутилась и обратилась в суд с заявлением: "Постановление главы города Дубны № П-2 от 9 января 2004г. "О тарифах и ставках для расчета оплаты населением жилья и коммунальных услуг и начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" признать недействующим с момента его принятия". В ходе судебного разбирательства было собрано большое количество документов, на основании которых можно было проанализировать экономику городского ЖКХ и выявить "дыры" в системе формирования тарифов и порядке расходования средств, полученных от населения. В качестве объекта для такого анализа были выбраны МП ЖКУ, МП ЖКУ-2, ПТО ГХ и ОГЭ ОИЯИ.
Существенно облегчило задачу то обстоятельство, что, согласно действующему в тот период законодательству, администрация вынуждена была пригласить аудиторскую фирму для экспертизы тарифов и обоснования необходимости их повышения. Аудиторы действовали по принципу "кто платит, тот и заказывает музыку", но тем не менее включили в отчет основные статистические данные и сделали ряд серьезных замечаний по тарифной политике проверенных предприятий. Результаты анализа отчета аудиторов и других документов, добытых в ходе судебного процесса, были мною опубликованы в виде брошюры под названием Аналитический доклад "О состоянии и перспективах реформы ЖКХ на примере муниципального образования город Дубна Московской области". Его и сегодня можно найти в Интернете.
Что касается суда, то он, как водится, принял сторону властей, хотя ни один довод истца опровергнуть не смог. В конце-концов принял "соломоново" решение: признать "Клуб избирателей", от имени и по поручению которого я обратился в Дубненский городской суд, ненадлежащим истцом, посчитав, что права Клуба избирателей как юридического лица оспариваемым постановлением не были нарушены. Таким образом, суд оставил без внимания целый букет нарушений, допущенных администрацией города и руководством МП ЖКУ при утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги и расходовании средств, полученных от населения.
Как нас "разводили"
Экономика дубнинского ЖКХ оказалась удивительно простой, точнее примитивной. Это был как раз тот случай, про который говорят: "простота хуже воровства". Формирование тарифов на энергоресурсы имело хотя бы какую-то логику и опиралось на действующее законодательство, чего не скажешь про статьи расходов "содержание", "текущий" и "капитальный ремонт". Вся экономика этих статей укладывалась на одной странице в виде калькуляции планируемых расходов (причем сам бланк калькуляции был отпечатан еще во "времена застоя"). Никакими обоснованиями и расчетами калькуляция не сопровождалась. То есть тариф в нарушение всех норм закона устанавливался на основании калькуляции расходов, "взятых с потолка".
По истечении года составлялась итоговая калькуляция фактических расходов (которая была тайной за семью печатями). Она сильно отличалась от плановой в меньшую сторону. Это было связано с тем, что администрация не полностью перечисляла коммунальщикам установленные законом субсидии и дотации (сейчас они напрямую перечисляются льготникам). Область перечисляла жилищные субсидии в городской бюджет, как правило, в полном объеме, но до предприятий ЖКХ доходило в среднем не более 50%. Но даже эти урезанные расходы не всегда подтверждались актами либо списывались по фиктивным документам.
Так, например, часть работ проводилась по договорам подряда, заключенным с работниками МП ЖКУ. Эти работы они и так должны были выполнять согласно должностным обязанностям. Проведение текущих ремонтов на сумму более 20 млн.руб. не было подтверждено никакими исполнительными документами (по крайней мере, суду они представлены не были). Капитальный ремонт проводился, но странным образом: в плане ремонтов были записаны одни дома, а по факту ремонт проводился в других. Фактически МП ЖКУ "проедало" полученные от населения деньги в основном на зарплату сотрудникам (70% всех расходов). Доля затрат на материалы и подрядные работы постоянно сокращалась. И при этом из-за бюджетного недофинансирования кредиторская задолженность только одного МП ЖКУ достигла астрономической суммы 167 млн. руб.
Житель одной из многоэтажек наглядно продемонстрировал данную проблему. Он прикинул, сколько денег за год заплатил его дом МП ЖКУ по статье "Содержание и ремонт жилья", и не обнаружил даже следов траты таких больших денег (сумма достигала полмиллиона рублей). Подъезд как был обшарпанным, так и остался, двери никто не ремонтировал, уборки и той не видно. Главная причина всех выявленных нами нарушений в жилищно-коммунальном секторе, на наш взгляд, состояла в абсолютной бесконтрольности и безответственности его руководителей. В это трудно поверить, но в МП ЖКУ и МП ЖКУ-2 ни разу (?!) не проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности. Такая ситуация создавала широкое поле для злоупотреблений.
Что изменилось?
С тех пор в жилищной сфере произошли, казалось бы, революционные перемены: на смену муниципальным предприятиям ЖКХ пришли частные, появилась конкуренция. Однако переходный период в Дубне проходил в условиях прямого административного вмешательства, последствия которого мы до сих пор расхлебываем. Большая часть жилищного фонда, ранее находившегося в ведении МП ЖКУ, волевым решением, без проведения собраний собственников жилья была передана в управление Володину С.А. МП ЖКУ, с которым у жителей совсем недавно были заключены пятилетние договора, ушло в небытие, и судьба его имущества до сих пор неизвестна.
Еще до реформы ЖКХ без каких-либо обоснований по непрозрачной схеме был приватизирован муниципальный расчетный центр, через который проходили все финансовые потоки. Таким образом, с 2010 года наши коммунальные платежи стали проходить в основном через две частные структуры: ООО "ИРЦ "Дубна" и управляющие компании, принадлежащие Володину. Далее деньги расходятся по ресурсоснабжающим и подрядным организациям. В результате работы такой схемы к проблемам формирования тарифов на энергоресурсы добавились еще и сложности по их уплате, которые привели к накоплению большого долга перед газовиками. Только ОГЭ ОИЯИ должен "Газпрому" около 160 млн.руб.
Но как обстоят дела с другой важнейшей составляющей нашей квартплаты – с тарифом на содержание и ремонт жилья? Собственно, для оказания этих услуг и созданы управляющие организации, которые мы выбираем. Если расходы населения за потребленные тепло и воду подлежат строгому техническому либо нормативному учету, но тем не менее постоянно оспариваются и платежи не доходят в полном объеме до их производителя, то как ведется планирование и реализация совершенно непрозрачной статьи расходов на содержание и ремонт жилья? Скажу откровенно: не знаю, но подозреваю, что с 2004г. в этом направлении ничего не изменилось, и проблемы остались те же.
Исходя из каких критериев утверждается этот тариф? На что конкретно тратятся эти деньги? Кто и как проверяет сметы и акты выполненных работ? Вопросов больше, чем ответов. Ясно лишь одно: проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, обслуживающих жилищный фонд, по-прежнему не проводятся, при этом возможности для воровства коммунальных платежей увеличились многократно.
Волею случая в мои руки попал один интересный документ, на основании которого я сделал небольшой экспресс-аудит финансовой деятельности ООО "Департамент управления жилищным фондом" (ДУЖФ). В письме от 3 октября 2013г., Володин С.А. дает поручение ООО "ИРЦ "Дубна" о перечислении коммунальных платежей в адрес ресурсоснабжающих организаций и неких частных фирм, с которыми заключены договора на проведение подрядных работ.
Мое внимание привлекло ООО "Омега Сервис", на счет которого каждый месяц перечислялось почти полтора миллионов рублей. Фирма была зарегистрирована на родственницу Володина по домашнему адресу и по ряду признаков никакой хозяйственной деятельности не вела. Скорее всего, выполняла роль "прокладки" для увода денег. Однако удивляет то обстоятельство, что Володин не сам переводит деньги своей подставной фирме, что было бы спокойнее, а предлагает это сделать ООО "ИРЦ "Дубна", подконтрольному администрации города. И, похоже, такая схема действовала давно. В чем фишка?
Исходя из текста данного поручения, можно сделать вывод о том, что ИРЦ получал от Володина неограниченные возможности для управления финансовыми потоками, аккумулируемыми на его счету. При этом, как я предполагаю, знал, куда и на что тратятся деньги, но молчал, поскольку сам участвовал в схеме. А вот с Оськиным В.И., владельцем ООО "ЖКУ-2", что-то не срослось. Об этом свидетельствует его письмо (исх. № 907 от 14 сентября 2012г.) в адрес ООО "ИРЦ "Дубна", в котором он извещает ИРЦ о разрыве с ним договора. Надо думать, что для такого радикального шага были серьезные причины, возникшие задолго до прихода Клипикова.
"Малая родина" напала на след пропавших денег
Еще больше приоткрыли завесу тайны авторы анонимной газеты "Малая родина", выходившей в предвыборный период с обличительными материалами на оппонентов действующей власти. Сами того не подозревая, они подсказали, где нужно искать деньги, уведенные из городского ЖКХ. На страницах фальшивой газеты "Площадь Мира" (ее клона), выпущенной, похоже, тем же издателем, что и "Малая родина" (в настоящий период готовится иск к этой организации, реквизиты которой уже установлены), описана крупнейшая афера с коммунальными долгами, случившаяся в Подмосковье, - разрулить ее смог только губернатор. Статья называется "Ничто не ново под Луной. Потому что в консерватории что-то менять надо".
История эта, наделавшая много шума, произошла в Сергиевом Посаде. Управляющая компания "Посад-Энерго" похитила у жителей более 500 млн.рублей. Где нашлись эти деньги? На счетах ООО "Расчетно-информационный центр (РИЦ)", созданной самой "Посад-Энерго". Далее цитирую газету: "На счетах этой организации аккумулируются денежные средства, поступающие от населения по договорам с "Посад-Энерго", и далее расходуются по поручениям "Посад-Энерго". Жители наивно думают, что оплачивают коммунальные услуги по квитанциям "Посад-Энерго", а на самом деле – по счетам, которые выставляет РИЦ, и денежные средства попадают в РИЦ. "Посад-Энерго" уверяет, что ООО "РИЦ" является ее платежным агентом. Этакий "агент 000". Финансово оно фактически заменяет "Посад-Энерго". "Папа решает, а Вася сдает". Помните эту детскую песенку? Так вот – РИЦ деньги населения получает, а "Посад-Энерго" у поставщиков тепла и воды фактически в долг берет. Замечательная "серая" схема!".
Вам, уважаемые читатели, ничего не напоминает такая "инновационная экономика"? Замечу, в нашем наукограде подобную схему значительно усовершенствовали: ИРЦ, не мудрствуя лукаво, сам (совместно с лояльными партнерами) учредил Городскую единую управляющую компанию (ГЕУК), т.е. сделал ее "своей", получив полный контроль над финансовыми потоками без риска потерять столь лакомый кусок коммунального пирога. "Связанные одной целью, скованные одной цепью…"
В связи с этим у меня возникает вопрос: кто даст гарантию того, что у нас не действовала ранее и не будет применяться в будущем сергиево-посадская схема ограбления жителей города с участием "своего" ИРЦ? Ведь нам, жителям Дубны, вновь предлагается вернуться в "старое-доброе" ООО "ИРЦ "Дубна", через которое прошли миллиарды коммунальных платежей, и никто до сих пор не проверил, куда и на какие цели направлялись эти финансовые потоки. Хотя официальные заявления с требованием провести проверку деятельности ООО "ИРЦ "Дубна" от жителей города неоднократно направлялись в различные органы власти. Одно из таких коллективных обращений, хорошо обоснованное и аргументированное, было опубликовано год назад в "ПМ" от 18.12.13г. под заголовком "Навести порядок" (под ним стоят 20 подписей).
В заключение приведу некоторые наводящие вопросы. О чем мог пять часов разговаривать Клипиков В.Н. с Ильей Прохом, когда кризисный менеджер впервые прибыл в наш город (см. интервью с Клипиковым В.Н. в "Хрониках Дубны" в Интернете)? Какое отношение сын мэра имеет к сфере интересов владельца трех крупнейших управляющих компаний города и что они не поделили? Вопросы такого рода, можно сказать, риторические, и официальные ответы на них мы, скорее всего, не получим. Для аналогии приведу пример с Боингом, сбитым над Украиной: российские службы задают вопросы украинской стороне, а та на них не отвечает – и всем понятно, почему. Потому что любой ответ будет не в пользу Украины.
Так, может, действительно "в консерватории что-то менять нужно"? Что именно – обсудим в следующий раз.
_________________________
http://pressdubna.ru/news_full_pm.php?nid=14003