fgv5705 писал(а):Простите, некоторыми постами навеяло.
Очень смешно, мне кажется.

И весьма интересно отфотошоплено
А вот тут я Вас чуть-чуть подправлю - эту ссылку первым в тему принес Э.А. Тагиров, см.
http://forum.dubna.ru/viewtopic.php?f=2 ... &start=250
Basileos писал(а):Я по дружески намекаю что Интернет все же поминать в данном случае не стоит. Тем более что у Вас есть другие прекрасные аргументы.

Басилеос, это не моя статья; как ее автор считал нужным - так и сказал, а я просто процитировал
Прошу прощения, но приведу еще одну большу цитату - на этот раз не в порядке "метода имени Муры", а сугубо в порядке обсуждения. Это раздельчик из нашей с Игорем Борисовичем Даченковым книжки "История подмосковного Верхневолжья" (
https://nasledie.dubna.ru/item.asp?idca ... iditem=836), как раз посвященный вопросу о времени основания древнерусской Дубны:
Даченков И.Б., Петров Ф.Н. История подмосковного Верхневолжья. - Тверь, 2011. - С. 39-44. писал(а):История древнерусской Дубны: XII-XIII вв.
В настоящее время на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Дубны, находится улица Ратмино города Дубны Московской области. В середине ХХ века на этом месте располагалось село Ратмино, получившее свое название от наименования колхоза, существовавшего здесь с 1930-х годов. В свою очередь, колхоз был назван по имени деревни, располагавшейся выше по течению Дубны и переселенной на новое место во второй половине XIX века князем Александром Вяземским (сейчас это микрорайон Александровка). А село, находившееся в устье Дубны, на протяжении нескольких сотен лет, по крайней мере – с начала XVII века (а, вероятно, и раньше), именовалось «село Городище на Дубенском устье» (или в некоторых случаях – «Устье Дубны», или даже просто «Дубна»). В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится, что расположенное при устье Дубны село Дубна (Городище) «в старину было городом» (Энциклопедический словарь, 1893).
В основе понятия «городище» лежит морфема «город», от которой, в свою очередь, являются производными глаголы «городить», «огораживать». В первоначальном смысле городом называли «огороженное» место или оборонительное укрепление. Формант «ище» в старославянском и древнерусском языке (сравните – селище, городище, торжище и т.д.) указывает на прошедшее время, точнее - на привязку к старому месту. В исторической литературе общеизвестно, что с течением времени города по тем или иным причинам могли утрачивать свое значение, население их покидало, укрепления разрушались. Такие места, где некогда были города, называются городище. Кроме того, возникающие на этих местах новые селения получают названия «Городище». В Московской области таких селений свыше десяти, что подтверждает сведения о былом распространении городов (городков). Например, село Микулино Городище (Лотошихинский район) находится на месте города, упоминаемого в летописи под XIV веком, от которого хорошо сохранились земляные валы. Недалеко от Твери есть село Городня – бывший центр удельного княжества с одноименным названием. Таким образом, название поселения на дубненском устье указывает на существование здесь некогда стоявшего поселения – древнего города.
Впервые название «Дубна» встречается в Новгородской Первой летописи Старшего извода: «…ходи Всеволодъ с новгородьци, хотя брата своего посадити в Суждали, и воротишася на Дубне опять». В ней рассказывается о походе новгородских дружин под командованием князя Всеволода Мстиславовича на Суздаль. Летопись отмечает, что этот поход новгородцы осуществили осенью 1134 года и «воротишася на Дубне». Первоначально историки считали, что речь здесь идет о реке Дубне (т.е. гидрониме), а не о поселении (топониме). Однако результаты историко-археологических исследований, проведенных многими российскими историками в течение второй половины XX – начала XXI вв., убедительно свидетельствуют, что здесь, в устье реки Дубны, в 1132-1134 гг. ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким был основан древнерусский город Дубна и летописное упоминание 1134 г. вполне может относиться именно к этому городу.
Знаменитый русский историк второй половины XIX – начала ХХ вв. В.О. Ключевский писал о разных основополагающих путях возникновения древнерусских городов: один – торговый, характерный для южной (Киевской) Руси; другой – оборонительный, город-крепость, характерный для Северо-Восточной Руси. Именно ко второму типу относится древнерусская Дубна.
Вот что пишет по поводу истории ростово-суздальского княжества М.Н. Тихомиров (1982): «…Утверждение Юрия Долгорукого в Москве было только частью его обширной деятельности по освоению западных окраин Суздальского княжества. Нетрудно заметить и некоторое общее направление строительной деятельности Юрия Долгорукого – его стремление закрепить важные стратегические и торговые пункты… Дмитров возник там, где начинается судоходный путь по Яхроме, откуда можно было речным путем добраться до Волги».
По распоряжению Юрия Долгорукого в Суздальской земле возводятся такие города, как Звенигород, Москва (1147), Дмитров (1154), Переяславль-Залесский (1152), Юрьев-Польский (1152), Стародуб, Ярополич, Гороховец, Кострома (1152), Галич Мерский и многие другие. Причем большинство из них отстраивались на месте ранее существовавших неукрепленных поселений. Перечисленные города оформили южную и восточную границу княжества.
Необходимо отметить, что задача по укреплению западной границы с Новгородской землей возникла раньше, чем необходимость укрепления остальных рубежей княжества. Именно на западной границе в течение 1130-х годов Юрий Долгорукий основывает такие города, как Тверь (ок. 1135), Шоша, Дубна (1132-1134), Кснятин (1134-1135), Угличе Поле (первое летописное упоминание – 1148), которые выполняют функцию «пограничных столбов» княжеских владений. Почему внимание князя было приковано в первую очередь к западным владениям? Потому что именно западная граница была политически нестабильной, географически наиболее уязвимой, а значит, самой опасной с точки зрения военного вторжения, и посему нуждалась в оперативной защите.
Многие исследователи полагают, что фиксирование западной границы ростово-суздальских владений произошло после освобождения княжества из-под опеки Южной (Киевской) Руси. Случилось это после 1132 года, после смерти великого киевского князя Мстислава Великого. С этого момента Юрий Долгорукий становится самостоятельным князем северо-восточных земель.
Именно 1132 год хрестоматийно в отечественной историографии считается отправной точкой феодальной раздробленности на Руси, сопровождающейся княжескими усобицами, взаимными грабительскими военными кампаниями, ослаблением политической централизации русской земли.
И именно в 1132 году на западной границе ростово-суздальского княжества происходит первый серьезный конфликт. Новгородский князь Всеволод Мстиславович попытался захватить княжеский стол в Переяславле Русском. Юрий Долгорукий воспрепятствовал этому, что привело к вражде между князьями. Она спровоцировала, по мнению многих историков, строительство пограничных крепостей на суздальско-новгородском рубеже, что стало ответной реакцией Юрия Долгорукого на эту ссору.
Анализ большого количества исторических и археологических источников позволяет уверенно полагать, что в 1132-1134 гг. на правом берегу Волги, в устье реки Дубны, на границе ростовских и новгородских земель князь Юрий Долгорукий основал город-крепость Дубну. Скорее всего, к этому времени на месте основания города уже существовало русское поселение. Ряд археологических материалов позволяют предполагать это достаточно уверенно, хотя предложенная А.В. Успенской датировка времени начала существования такого поселения концом X – началом XI вв. (Успенская А.В., 1966) представляется, вcё же, чрезмерно ранней и не подтверждается анализом археологического материала (Белецкий С.В., 1986).
Древнерусский город Дубна впервые упоминается в летописи под 1134 годом, на 13 лет раньше первого летописного упоминания Москвы. Осенью этого года Дубна пережила боевое крещение: войско новгородского князя Всеволода Мстиславича, шедшего походом на Суздаль, встретило на своем пути, в устье реки Дубны, новую крепость с сильным гарнизоном и было вынуждено повернуть обратно.
В последующие годы воинский гарнизон Дубны продолжал ратный труд на границе Ростово-Суздальских, затем – Владимиро-Суздальских земель, в составе Переяславского княжества. Часто войска, подходившие под ее стены, многократно превосходили численностью защитников. В 1149 г. древнерусская Дубна была разрушена князем Изяславом Мстиславичем. Город выстроили заново, но в 1216 г. его взяло штурмом и сожгло новгородское войско во главе с князем Мстиславом Удатным. И, наконец, в феврале 1238 г. Дубна вместе с другими русскими городами Верхневолжья пала под ударом монгольских туменов хана Батыя – и больше уже не возродилась.
Всех, кто приезжает сегодня в Ратмино, встречает памятный знак – десятитонный камень с надписью «Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким», установленный на площадке перед храмом Похвалы Пресвятой Богородицы 1827 года постройки. Этот камень установил Фонд «Наследие» в 2004 году. Он является одной из ярких городских достопримечательностей и постоянно напоминает жителям и гостям Дубны – наш город ядерных физиков и инженеров-конструкторов также укоренен в историческом ландшафте, как и другие города Центральной России.
Что касается предложений о дополнительных информационых материалах в Ратмино - рад, что они прозвучали.

Уже больше года назад, в сентябре 2010 года, на страницах "Вестей Дубны" я предлагал (
https://nasledie.dubna.ru/item.asp?idca ... idparent=1):
для того, чтобы активнее пропагандировать достоверное историческое знание, на мой взгляд, было бы целесообразно разработать и установить поблизости от памятного камня в Ратмино большой и красивый информационный стенд, на котором четко и ясно указать все основные вехи истории населенных пунктов на территории современной Дубны за последнюю тысячу лет – о создании и гибели древнерусского города-крепости Дубна, о средневековом таможенном посте «Дубенское мыто», о дворянской усадьбе в устье реки Дубны, об истории сёл Городище и Подберезье, о совхозе «Дубна», о создании поселков Иваньково и Большая Волга, о начале строительства синхроциклотрона в 1946 г., о научном поселке Дубно, о формировании ОИЯИ и об этапах возникновения и изменения состава и названия нашего города в 1956, 1958 и 1960 гг. Там же можно указать адреса и телефоны всех городских музеев. Полагаю, что такой информационный стенд мог бы послужить важным источником исторических знаний для дубненской молодежи и гостей нашего города.
Вполне вероятно, что этот проект нужно и реализовать - он действительно может послужить хорошим подпорьем для приезжих туристов, интересуюзщихся историей города - а, возможно, и увеличит посещаемость городских музеев, что тоже немаловажно.
Александр Васильевич, Вы - "за"?
Кстати, материалы изучения археологических коллекций с древнерусской Дубны, ведущиеся сейчас в музее и в фонде, позволили совсем недавно атрибутировать очень интересные сфрагистические материалы, которые позволяют уверенно говорить о том, что 1134 год - это действиетльно год первого упоминания древнерусской Дубны, а вот ее основание, судя по всему, произошло немного раньше.
Так об этом говорится на сайте "Наследия" - в контексте рассказа об обсуждении аръхеологических материалов с древнерусской Дубны в Институте истории материальной культуры РАН (
https://nasledie.dubna.ru/item.asp?idca ... idparent=1):
В завершение обсуждения доктор исторических наук С.В. Белецкий рассказал о своих исследованиях древнерусской Дубны, представил ряд пока не опубликованных материалов и продемонстрировал фотографию свинцовой пломбы с изображением тамги Мстислава Великого – сына Владимира Мономаха, происходящей из сфрагистической коллекции, собранной на городище Е.Ю. Крымовым. Сергей Васильевич отметил, что эта находка свидетельствует в пользу раннего возникновения древнерусской таможни при впадении реки Дубны в Волгу и является одним из убедительных аргументов в пользу того, что упоминание Дубны под 1134 годом в Новгородской первой летописи относится к наименованию этого древнерусского города.
Кроме того, С.В. Белецкий высказал и обосновал предположение, согласно которому актовая печать с изображением св. Феодора и «процветшего» креста, найденная на территории древнерусской Дубны археологической экспедицией общественного фонда «Наследие» в 2009 году и предварительно атрибутированная как относящаяся ко второй половине XII века, также является печатью великого князя Мстислава Великого и, датируется, таким образом, не позднее, чем 1132 годом.
А совсем недавно, в ходе изучения старых фондовых материалов музея, нам с Ларисой Владимировной Пантелеевой удалось выявить и еще одну свинцовую пломбу из древнерусской Дубны с тамгой Мстислава Великого...
И об этом я тоже говорил на конференции, которая (увы и увы) оказалась уже совершенно забытой в этой теме за многотонными пластами "каменной" дискуссии

А ведь Э.А. Тагиров написал на этот счет совершенно верно - в изучении и сохранении культурного наследия Дубны есть масса куда более важных вопросов. И на прошедшей конференции был представлен целый ряд докладов, посвященных самым разным периодам истории города и края, были актуализированы некоторые очень важные задачи в сфере сохранения культурного наследия на территории города.
В первую очередь это, конечно, Ратмино - от того, станет ли оно когда-нибудь реально охраняемой территорией со специальным режимом использования или нет зависит и вопрос, сохранятся ли у нас свидетельства древности не только в музеях, но и в культурном ландшафте города...
Поэтому в заключение столь длинного поста - вопрос. Ни у кого из участников нет ли желания поговорить про конференцию вне "истории о камне", которой мы уже уделили какое-то невероятное количество времени, текста и эмоций? Если кто не видел - на первых страницах этой темы есть материалы, перечень и очень краткое содержание состоявшихся докладов, некоторые впечатления.
