За город взялись активисты
Проект «С городом на ТЫ» (куратор Юлия Зинкевич), посвященный тактическому урбанизму, оказался на «АрхМоскве» самым актуальным и свежим. В нем была собрана коллекция проектов активистов, которые путем локальных интервенций меняют городскую среду. Движение тактического урбанизма появилось в России совсем недавно, буквально в последние год-полтора, но сегодня оно весьма модно и быстро развивается. В коллекции набралось более 70 проектов по улучшению городов, инициированных простыми горожанами и находящихся на разных стадиях развития.
В нашей стране проекты тактического (он же неформальный, партизанский, самодеятельный) урбанизма вписаны в особый контекст.
Большинство жителей сильно отчуждены от города и не воспринимают окружающее пространство как свое. Отсюда и российская особенность: в квартире, в личном пространстве у многих прекрасная отделка, подъезд при этом может быть ужасен, а двор — просто место для парковки автомобилей. Бытует представление, что двор — это «не мое», им должна заниматься власть. Беда, однако, в том, что даже в богатой Москве это работает плохо. В столице на благоустройство выделяются огромные деньги — 10 млрд рублей ежегодно, но на среде обитания этот «золотой дождь» не сильно отражается.
Тактический урбанизм позволяет не просто улучшить среду простыми средствами и своими руками, но вовлекает в работу жителей, делает атмосферу в городе более дружелюбной. Наконец, это первый шаг к тому, чтобы человек мог почувствовать себя настоящим горожанином, предъявить право на город.
Самым успешным и цельным проектом тактического урбанизма последнего года можно считать вологодскую «Активацию». Молодые архитекторы из группы АВО! в рамках фестиваля Дни архитектуры в Вологде нашли спонсоров, договорились с властями и создали, в том числе и своими руками, несколько новых общественных пространств. У реки возникли гигантские деревянные ступени — романтическое место для свиданий. На Каменном мосту были поставлены причудливые скамьи — Бульвар раскладушек. У стен Вологодского университета появился необычный деревянный амфитеатр. «Активацию» отличают два обстоятельства. Во-первых, это редкий проект, реализованный на 100%: его придумали, воплотили, горожане активно пользуются новыми местами отдыха. Во-вторых, это высокое, несмотря на скромные бюджеты, качество архитектуры. Сразу два вологодских проекта на днях получили премии АрхиWOOD, как одни из лучших деревянных построек в стране за прошлый год.
Яркий пример сильного влияния частных инициатив на ситуацию в городе — появление в Коломне целого музейного кластера (инициаторы — Наталья Никитина и Елена Дмитриева). Уже работает Фабрика пастилы — музей с кондитерской, где можно увидеть действующее производство XIX века. В сентябре откроются еще два музея — «Калачная» и Музей коломенской деньги. Все вместе это формирует новый имидж города и начинает генерировать туристические потоки.
В Коломне заслуживает внимания и другой интересный проект — «АртКоммуналка». Бывшая коммунальная квартира работает сейчас как Музей советского быта 1960-х. Здесь есть выставочный зал и арт-резиденция (комната и мастерская). В последней по месяцу живут художники и литераторы. Работы художников пополняют музейную коллекцию. Место для «АртКоммуналки» было выбрано не случайно: в этом доме в 1960-х находился продуктовый магазин, где в винном отделе работал грузчиком Венечка Ерофеев.
Партизанское садоводство (guerilla gardening), подразумевающее освоение под огороды и садики пустующих городских земель, в США и Европе возникло в начале 1970-х. Сейчас это мощное неформальное движение. В Москве первые «партизаны» появились буквально в последний год, а сейчас их уже тысячи. В отличие от бабушек, выращивающих цветочки перед своим домом, новые садоводы не ищут легких путей. Наоборот, они часто выбирают в качестве площадки охраняемые объекты —
через забор могут кинуть так называемую семенную бомбу, чтобы в определенный момент на труднодоступном пустыре расцвели цветы. Принципиальное условие — выращивание растений без всякого разрешения властей.
В Европе в последнее время «партизаны» все чаще используют огороды по прямому назначению — для выращивания овощей (особенно это стало популярно в кризисные годы). В Москве — больше интересуются искусством, часто превращая свои акции в street-art. И руководствуются не только экологическими мотивами, но и желанием сделать город более дружелюбным и эмоциональным. Важен не просто факт наличия конкретной клумбы или огорода, за этим — желание разбудить соседей, вовлечь их в какое-то совместное действие. Кстати, один из первых в Москве коллективных огородов возник совсем недавно во дворе заброшенного памятника архитектуры, недалеко от Кремля.
Целый пласт практик тактического урбанизма связан не с созданием чего-то нового, а с иным использованием пространства города — в духе модной теории «hard & soft» современного города. Под «хардом» понимается его физическая инфраструктура, а под «софтом» — сценарии использования среды. Так вот, модная теория говорит о том, что сегодня городской «хард» и так достаточно развит, и скорее вопрос в новых способах его использования, в насыщении его новыми событиями и активностями. Один из самых необычных и успешных проектов такого рода — «Велоночь» Сергея Никитина. Все началось в 1998 году, когда под флагом проекта «Москультпрог» стали проходить бесплатные образовательные прогулки по Москве, где гидами выступали ведущие российские исследователи культуры. В 2007 году гуляющих стало так много, что идея мутировала в проект «Велоночь». В нем постижение города происходит ночью, по время велосипедной прогулки. Речь экскурсовода транслируется через радио. В 2012 году в московской «Велоночи» участвовало около 3000 человек. «Велоночь» стала оригинальным российским проектом, который уже преодолел государственные границы: культурологические велопробеги состоялись в Лондоне, Риме, Стамбуле, Нью-Йорке.
Выставка «С городом на ТЫ», безусловно, была навеяна американской экспозицией «Спонтанные интервенции», показанной на последней Венецианской архитектурной биеннале. Там было представлено более 120 проектов позитивного вмешательства простых американцев в городскую среду. Это мог быть общественный огород, заново обустроенное общественное пространство или просто телефонная будка, которую приспособили для мини-библиотеки, где каждый может оставить прочитанную книгу и взять другую. Каковы, если опираться на информацию выставок, отличия российского тактического урбанизма от американского? Первое: американское движение намного более развито и разнообразно (в США такие проекты развиваются на протяжении десятилетий, в России — буквально первый год). Второе: большинство американских проектов предполагает изменение физической реальности — хоть новую клумбу или лавку, но надо поставить. Многие наши проекты носят характер акций. Возможное объяснение таково: российский горожанин пока только подходит к стадии изменения среды, сейчас он ее изучает и осваивает.
сама статья ( она гораздо более объёмная и фотографии :
http://expert.ru/expert/2013/22/v-gorod ... artizanyi/