Обсуждение темы на национальном (бурятском) сайте
http://www.buryatia.org/modules.php?nam ... 01&start=0
...
Тема навеяна вчерашней телевизионной программой "Времена" (познер). Шло обсуждение влияния Русской Православной Церкви на государство - в частности, систему образования.
Очень удручающие выводы (имхо) - обсуждение дошло до того, что было заявлено, что Россия - мононациональная страна, т.к. якобы 80% населения - русские (там, правда г-н Кураев начал поправлять, что это сугубо научный термин, заимствованный ООН - но никто не смог указать ему, что любой научный термин может служить политическим аргументом). Небезызвестная своими националистическими взглядами Нарочницкая заявила прямо, что русские в России подвергаются в той или иной степени дискриминации, и потому нужно вводить как можно больший элемент сугубо русской культуры (православия то бишь) в контекст российского общества, ибо русские есть стержень России - но подавалось это с таким достаточно гибким выводом, что знание русской культуры в виде православия научит русского человека уважению к другим культурам.
Не знаю, возможно, они правы, и действительно, следует учить россиян основам православия в России со школьной скамьи.
Мне же сегодня представляется очевидным, что навязывание православия (как бы не открещивались от этого сами зачинатели всего этого продвижения православия) приведет к еще большему идеологическому расколу внутрироссийского общества. Ведь возврат к русскому империализму невозможен (а именно об этом грезят Нарочницкая, Кураев и огромная масса симпатизирующих им) - все-таки на дворе уже не 17-19 вв. А этот раскол умонастроений громаден в сегодняшнем российском обществе - и все это при крайне обостренном комплексе неполноценности (среднестатистического гражданина России) по сравнению со странами Запада. Добавлю напоминание об экономической неудовлетворенности гражданских масс России. (с)
В этом контексте мне очень грустно в очередной раз утверждаться в своем назревающем выводе, что все более и более усиливающиеся реваншистские настроения, подогреваемые откровенно националистическими умонастроениями, есть еще один признак грядущей общегражданской войны. На то указывает слишком много косвенных признаков имхо. Если политика нынешнего руководства будет идти именно в этом направлении, война (имхо) неизбежна. (с)
…
Во всяком случае напряжение есть, и оно растет. Все это на фоне роста негативного отношения ко всему что отличается:
навязывание православия (по сути такое сейчас и происходит, и даже в нескрытой форме), уничтожение национальных автономий со стороны федерального Центра, искоренение демократии, повышение милитаристких чувств. С другой стороны происходит рост напряжения в лагере, на который все это и направлено: этносы начинают консолидироваться в предчувствии угроз со стороны Москвы (это касается в 1ую очередь Кавказа, но начинает проявляться и в Сибири, и в Поволжье), демократы становятся более жесткими и прагматичными, в конце концов не православные начинают ощущать давление со стороны.
В итоге может грохнуть, если Кремль сам не остановится и не поймет, что проводится не правильная политика: что не надо воспринимать мусульман и т.п. в качестве врагов, что не надо навязывать православие в многонациональной стране, что не надо проводить политику, направленную против народов России. (с)
...
http://www.buryatia.org/modules.php?nam ... c&start=15
Любую религию можно рассматривать с нескольких точек зрения.
1-я. Религия как некий аналог научной теории, объясняющей окружающий мир. Однако основные постулаты (догматы) мировых религий достаточно противоречивы. К тому же все это непроверяемо. Так например сейчас наука не владеет ни данными доказывающими существование Бога (в христианском или мусульманском понимании) так и данными, которые в принципе запрещают возможность его существования. Во многих религиях основной целью жизнью человека является путь к чему-то.. Вот это "что-то" понимается по-разному и пути к нему зачастую очень разные, но имеется понятие греха, как действия сбивающего с "истинного пути".
Если смотреть с такой точки зрения то выбор религии должен быть осознанным и человек должен верить, что то во что он верит - объективная реальность, а не просто дань традиции или действие в угоду каким-то сиюминутным интересам. Поэтому существовавшие в царской России законы, ограничивающие неправославных в своих правах, нанесли огромный урон как раз по самому православию. Религия превратилась для людей из пути к Богу из нравственного закона в что-то типа прописки или гражданства, став показателем преданности царю. Поэтому когда большевики объявили, что в Бога можно не верить, более 70% солдат в армии сняли кресты. Это неминуемое следствие попытки объединить политику и религию.
2-я точка зрения - религия - некий свод моральных правил, основу нравственности. Да, Православие, как и многие другие религии, осуждает убийства, насилие, нетерпимость и т.п. Если бы те люди, которые считают себя православными действительно следовали или старались бы следовать заповедям своей религии было бы конечно хорошо. Но главный вопрос таков сможет ли изменить что-то в лучшую сторону дополнительный спецкурс в школе? Может быть лучше убрать с программ телевидения бесконечных "Ментов", "Братов", "Бумеров" и прочих борцов за правое (и не очень ) дело. К тому же что будет в этом спецкурсе: рассказ о сути Православия (что православные считают грехом, в чем суть этой веры), без заскосов на великую мессианскую роль русских, о богизбранности российских царей, о особой любви Бога к России и прочей лабуды, которая на самом деле противоречит христианству и православию в частности, + вероятно, какая-то такая же информация о других религиях т.е. что-то типа курса религиоведения или же лубочные истории из истории Российской империи.
И тут мы подходим к очень важному моменту. Любая религия тянет за собой огромный шлейф традиционной культуры народа, среди которого она распространена. Поэтому скажем, проповедь православия среди народов Сибири оказалась в целом неуспешной, т.к. священники проповедовали не сколько христианскую мораль и догматику, сколько русскую культуру и русский образ жизни, сами находясь в плену т.н. "лубочного православия". Так, например, в некотрых районах Казхстана среди русских считалось грехом говорить по-казахски в доме где висят иконы (хотя строго говоря, с точки зрения православия грехом яваляется как раз такое поведение), считалось, что ведения кочевого образа жизни тоже не богоугодно, хотя опять же с т.з. Библии - это полная чушь. Поэтому, Виниаминову, попытавшемуся создать "якутское православие", удалось привлечь к этой религии гораздо больше людей, чем всем его предшественникам. К тому же это очень неверный миф, что традиционный русский характер - есть эталон православного человека. В традиционной русской психологии, на саом деле, есть очень много вещей прямо противоположных сути христианства. (кстати грузины и осетины тоже православные, но народы - совсем другим менталитетом и культурой) Я сам специально интересовался этим вопросом, и очень удивлялся насколько многое из того что мы (и многие священники) думаем о православии и то что это есть на самом деле совершенно разные вещи. Некоторые священники понимают это и открыто критикуют такую позицию в частности пресловутое "Православие. Самодержавие. Народность", большинство же предпочитают не затрагивать данную тему.
В общем вывод таков (хотя и не в тему). Повышение нравственности дело конечно хорошее, и если РПЦ может как-то этому содействовать - хорошо, но в том варианте в котором пока сейчас все это предлагается скорее ничему не поможет, а только подогреет новые конфликты. К тому же пока все споры по этому поводу как-то не конструктивны. (с)