В августе мы были в Санкт-Петербурге на занятиях по программе ChildSpace у Яэль Калиф. Мне было не просто решиться на эту поездку, потому что … Дальше может быть список причин, связанных в основном, с бытом и поездкой в новое место. Но главное, чего я опасалась – это того, как Андрюша воспримет нового терапевта, как отнесется к занятиям. Отзывов о специалисте было немного, я просмотрела все имеющиеся материала, пообщалась с другими родителями. И поняла, что именно сейчас этот курс очень нужен Андрею.
Программа основана на принципах метода Фельденкрайза, но в ней делается большой упор на формирование образа тела, самостоятельное движение ребенка, формирование и учет мотивации, общение со взрослым в рамках совместных игр. Все это сейчас стало особенно важно для Андрюши, потому что он выходит на новый уровень моторного развития, он все больше понимает и пвтается контролировать свои движения. Нам очень понравилось в Питере! Мы много гуляли, были в зоопарке в свободный от занятий день, в парке аттракционов. Каждый день ходили по мосту на занятия, и Андрюша до сих пор это вспоминает. Он очень осознанно отнесся в эту поездку к тому, что мы ходим на занятия. Он понял, что мы будем ходить в центр, так же как в Дубне ходим в центр «Февраль», каждое утро, когда я говорила, что пора идти, полз к выходу и ждал, когда мы соберемся и пойдем. Быстро освоился в новом центре, ползал там, смотрел на всех, улыбался, обращался с «просьбой» открыть дверь. Ему понравился новый терапевт и все, что она ему предлагала, воспринимал с интересом. От чего-то он отказывался быстрее, во что-то играл дольше. Со своей стороны отмечу, что Яэль просто великолепно общалась с Андреем, очень психологически грамотно, тактично и терапевтично. Ни одна нервная струнка не дрогнула в моем сердце. Даже когда Андрей заплакал на первом занятии, я видела, что она делает все правильно для того, чтобы он успокоился. Несмотря на то, что Андрюшка очень ко мне привязан и ориентирован на меня всегда в новой ситуации, он быстро переориентировался на взаимодействие с Яэль. На этих занятиях родитель – обязательный участник процесса. Терапевты понимают, что работать по-сути нужно с диадой мама-ребенок или всей семьей по-возможности. Показывают возможности ребенка, обучают маму принимающей позиции, учат поддерживать и одновременно давать свободу, показывают как это важно для ребенка, и что он сможет в условиях такого отношения. Это было настолько созвучно моей профессиональной позиции! Я вспоминала свои занятия с малышами и мамами, кивала и соглашалась со всем, что мне говорила терапевт. При этом я увидела и то, что я могу улучшить в своем взаимодействии с Андрюшей, увидела, что он может больше, чем я думала. И это дало мне очень важную внутреннюю поддержку. Конечно, мне показали и конкретные техники, игры, упражнения. И теперь все это мы практикуем и дома, потому что Андрюше интересно. Более того, мы не просто повторяем, но и изменяем, придумываем новое на основе того, что нам дали. Я пишу «мы», потому что Андрюша стал проявлять в целом больше инициативы. И чаще всего, новое рождается с нашей с ним совместной деятельности, а не исходит от меня напрямую.
Меня очень удивило, что Андрей пополз знакомиться с другими людьми, присутствовавшими на занятии. В частности, он познакомился с коллегой Яэль. Оказалось, что она специалист по сенсорной интеграции, и она также предложила простые и интересные техники, которые очень понравились Андрюше.
В целом, я увидела, насколько интересны ему его ощущения, он подставлял руку или ногу, потому что хотел, чтобы по ней похлопали или «помяли». Нам так же предложили упражнения на баланс, что сейчас очень важно для стояния и ходьбы. Андрюшка прекрасно понимал инструкции и выполнял их в силу своих возможностей. Но все же самым важным было для меня то, что понял и принял совершенных людей, самостоятельно строил с ними взаимодействие в рамках занятий.
Эта линия продолжается и в Дубне. Андрюшка меня радует своими занятиями в «Феврале». Мне очень нравится смотреть за тем, как он общается, играет, занимается с психологами. Спасибо им большое!
В плане моторного развития Андрюша стал активнее. Иногда сам встает на ноги около дивана. Мы, в свою очередь, провоцируем его залезать самостоятельно на диван и кровать и слезать с них. Он теперь сам заезжает на пологие горочки. Больше сбрасывает или хватает и вертит в руках, более ловко кладет в рот еду.
Снова появились новые сочетания звуков. Кроме складывания картинок-половинок, Андрей стал находить одинаковые картинки и предметы.
В плане диеты все было стабильно!
Андрюшка, в целом, стал больше интересоваться предметами и людьми вокруг. Очень внимательно слушает нас, когда мы что-то новое ему показываем и рассказываем, соглашается и проявляет интерес к новым играм и материалам, реагирует звуками, эмоциями. Это ценнейшее для меня!
Желаем всем теплой и плодотворной осени!

