Re: Посмотрел всякое...
Добавлено: 13 май 2017, 23:37
Мелкий бес (1995)
Учителя словесности Ардальон Борисыча Передонова жизнь не балует. Всё его пугает и настораживает – окружают одни завистники и негодяи, готовые обмануть и подсидеть Передонова, а то и отравить. А тут такое дело – сама княгиня Волчанская обещала Ардальон Борисычу в письме место столичного инспектора! Как тут не опасаться подмены.
В чём-то Ардальон Борисыч, конечно, прав. Не смотрите что сущий психопат-параноик, склонный к садизму и упивающийся горем других. Вздорный, злой, насмешливый и расчётливый эгоист, видящий вокруг себя лишь грязь, мерзость и заговоры. Но положение вещей таково, что маленький городок (предположительно Великие Луки), действительно наводнён довольно мерзкими персонажами, глупыми, злыми и насмешливыми. Одни в попытках своих заарканить видного жениха Ардальона, придумывают различные хитрости, вроде мнимого письма княгини, другие издеваются и опасно подкалывают учителя, обостряя и без того сдвиг по фазе, когда он и так терроризируем мистической неопознанной «недотыкомкой», видящейся ему повсюду.
Яркий портрет интеллигенции Серебряного века, где мразь на мрази и дураком погоняет, описанный Фёдором Сологубом в его книге, в итоге воплотился в экранизации Николая Досталя, искусно переносящей многие особенности замысла автора. Хоть и в несколько своеобразной форме. Так затхлая атмосфера задрипанного городка с его ленивыми прожигателями жизни выливается у Досталя в инфернальный балаган язвительности и сумасшествия, больше напоминающий привычную сюрную реальность картин Терри Гиллиама, где окружающая развязная бесноватость провоцирует разболтанного пациента (потрясающе уморительное исполнение Сергея Тарамаева), в котором окружающие никак не хотят замечать отклонений, то ли из-за равнодушия, то ли из-за регулярного совместного пьянства. «Опять петрушку валяешь», вот и весь ответ.
Подобные обстоятельства позволяют автору не утруждаться растягивать действие на множество часов, но загустить концентрацию дикости (от компаньона Ардальона, Володина, удачно совмещённого в одном образе со стихоплётом из этой же книги, пьяного угара, карнавальной психоделии и трешевого разгула) и заострить тревожное ожидание чего-то нехорошего к финалу. Правда, даже для знакомых с книгой, окончание своей авторской подачей в ином ключе немного удивляет.
На фоне событий с Передоновым, также попутно разворачивается более размеренная линия странной извращённой любви одной из сестёр Рутиловых к молодому гимназисту Саше, ставшему невольной жертвой её желаний. Досталь же закольцовывает обе линии в уже не очень шуточный, загробный мистицизм, обращая напасти недотыкомки и звериный вой во время постельных сцен в проклятие дома Ершихи, тем самым несколько оправдывая своего героя, что подстрочно было и у Фёдора Сологуба, но явно в ином значении.
Несмотря на заметный налёт 90-х, у Досталя вышел презабавнейший психологический триллер с сатирическими нотками, отдалённо напоминающий «Женитьбу Бальзаминова», слетевшую с тормозов.
Оценка: 8/10
Учителя словесности Ардальон Борисыча Передонова жизнь не балует. Всё его пугает и настораживает – окружают одни завистники и негодяи, готовые обмануть и подсидеть Передонова, а то и отравить. А тут такое дело – сама княгиня Волчанская обещала Ардальон Борисычу в письме место столичного инспектора! Как тут не опасаться подмены.
В чём-то Ардальон Борисыч, конечно, прав. Не смотрите что сущий психопат-параноик, склонный к садизму и упивающийся горем других. Вздорный, злой, насмешливый и расчётливый эгоист, видящий вокруг себя лишь грязь, мерзость и заговоры. Но положение вещей таково, что маленький городок (предположительно Великие Луки), действительно наводнён довольно мерзкими персонажами, глупыми, злыми и насмешливыми. Одни в попытках своих заарканить видного жениха Ардальона, придумывают различные хитрости, вроде мнимого письма княгини, другие издеваются и опасно подкалывают учителя, обостряя и без того сдвиг по фазе, когда он и так терроризируем мистической неопознанной «недотыкомкой», видящейся ему повсюду.
Яркий портрет интеллигенции Серебряного века, где мразь на мрази и дураком погоняет, описанный Фёдором Сологубом в его книге, в итоге воплотился в экранизации Николая Досталя, искусно переносящей многие особенности замысла автора. Хоть и в несколько своеобразной форме. Так затхлая атмосфера задрипанного городка с его ленивыми прожигателями жизни выливается у Досталя в инфернальный балаган язвительности и сумасшествия, больше напоминающий привычную сюрную реальность картин Терри Гиллиама, где окружающая развязная бесноватость провоцирует разболтанного пациента (потрясающе уморительное исполнение Сергея Тарамаева), в котором окружающие никак не хотят замечать отклонений, то ли из-за равнодушия, то ли из-за регулярного совместного пьянства. «Опять петрушку валяешь», вот и весь ответ.
Подобные обстоятельства позволяют автору не утруждаться растягивать действие на множество часов, но загустить концентрацию дикости (от компаньона Ардальона, Володина, удачно совмещённого в одном образе со стихоплётом из этой же книги, пьяного угара, карнавальной психоделии и трешевого разгула) и заострить тревожное ожидание чего-то нехорошего к финалу. Правда, даже для знакомых с книгой, окончание своей авторской подачей в ином ключе немного удивляет.
На фоне событий с Передоновым, также попутно разворачивается более размеренная линия странной извращённой любви одной из сестёр Рутиловых к молодому гимназисту Саше, ставшему невольной жертвой её желаний. Досталь же закольцовывает обе линии в уже не очень шуточный, загробный мистицизм, обращая напасти недотыкомки и звериный вой во время постельных сцен в проклятие дома Ершихи, тем самым несколько оправдывая своего героя, что подстрочно было и у Фёдора Сологуба, но явно в ином значении.
Несмотря на заметный налёт 90-х, у Досталя вышел презабавнейший психологический триллер с сатирическими нотками, отдалённо напоминающий «Женитьбу Бальзаминова», слетевшую с тормозов.
Оценка: 8/10