2018: что запомнилось из кино

Музыка, кино, литература, наши чувства, мысли и эмоции — все то, что делает нашу жизнь столь прекрасной и неповторимой

Модератор: модераторы раздела "О прекрасном"

Ответить
Сообщение
Автор
Chriz Bale
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 25 июл 2012, 23:42

2018: что запомнилось из кино

#1 Сообщение Chriz Bale » 20 янв 2019, 16:53

Не хочется четвёртый год подряд возмущаться отсутствием чего-то значимого в мире кино. Есть предположение, что по чутку оно выходит каждые 12 месяцев. Надо просто учитывать факторы: что до России многое доходит с большим опозданием, что к каким-то темам со временем теряешь интерес и вообще, несмотря на горы отсмотренного, всё равно есть шанс, что плохо искал (или по тугодумию не углядел). Давал 2018-ый и житейские, и жанровые плоды, и кина с вопросами бытия, но побольше остального радовали ускользающие послания, размывающиеся в омуте хаоса. Обо многом писал, а о чём нет, тут отразил.

Топ-5 лучших фильмов:

1. Экстаз / Climax (Франция-Бельгия-США, 2018, реж. Гаспар Ноэ)

Кислотный французский танцпол экспериментов, разглядывающий социум под микроскопом.

Изображение

2. Король / Rey (Чили-Франция, 2017, реж. Найлз Аталла)

О безрассудном походе француза в джунгли Чили и преломляющей границы силе сознания в обстоятельствах ускользающих перспектив.

Изображение

3. Дикие мальчишки / Les garçons sauvages (Франция, 2017, реж. Бертран Мандико)

Банда паскудных школьников-сектантов, называющих себя Тревор, надирается перед импровизированным спектаклем и насилует, а затем ненароком убивает свою учительницу. Суд им назначает перевоспитание в лице бывалого капитана Уильяма, который берётся за самых конченных отморозков. Под «чутким» садистским руководством «морского волка» пацаны отправляются в дальнее плавание и прибывают на таинственный остров, где творятся всякие непонятности.

Как там было у Frankie Goes To Hollywood? “The world is my oyster”. В данном случае, правда, не мир, а воняющий устрицами остров, куда сселили шпану, детсадовское братство которых рассасывается с потерей ощущения общей сущности, бога Тревора, и наступают совсем другие игры пубертатного периода и самоопределения.

Дебют сюрреалиста Бертрана Мандико в полном метре напоминает то приключенческую фантазию в духе Германа Мелвилла и Жюль Верна, будто заснятую Гаем Мэддином, то гомоэротичную версию «Пиноккио», про болванчика, опрометчиво сбежавшего на Остров ослов, то злоключения бёрджессовского героя Алекса из «Заводного апельсина», из которого старательно лепили пай-мальчика, но сущность его так и не победили. Поэтично-сновиденческая, преимущественно чёрно-белая (ир)реальность далёкого полюционного приключения периодически взрывается пережатыми неоновыми красками и комбинациями чудных фантазий, оживающих растений и трансформаций, в распущенном повествовании которой не чувствуется никакой тяги автора к нравоучениям. Лишь полная свобода самовыражения.

Изображение

4. Зелёный туман / The Green Fog (США, 2017, реж. Гай Мэддин, Гален Джонсон и Эван Джонсон)

Ну а сам Мэддин и два его товарища, братья Джонсоны, выдали скрупулёзное синефильское кино-эссе, посвящённое городу Сан-Франциско и вторящее классическому фильму Хичкока, решая, впрочем, собственные задачи.

Изображение

5. Простите за беспокойство / Sorry to Bother You (США, 2018, реж. Бутс Райли)

Не видящий особых перспектив в жизни, негр Кассиус Грин экстренно подыскивает место работы, покуда дядька не выпинал его вместе с подругой-акционисткой пинками на улицу за долги. В итоге он устраивается в телемаркетинговую компанию, завязанную на товарах одной конкретной корпорации. Продажи по телефону у Кассиуса идут неважнецки, пока коллега по работе не советует ему впаривать товар стереотипным голосом «белого человека». С этого момента для Грина жизненные перспективы значительно махнули вперёд, но тут в противовес остальные рабочие из-за мизерной зарплаты затевают забастовку.

На фоне засилия фильмов про судьбу чернокожих и их угнетателей, «Простите за беспокойство» кажется эдаким улыбчивым самозванцем. Витиеватая и сюрная, копающая по всем фронтам, как Том Уэйтс ямки в «Балладе Бастера Скраггса», несколько укуренная сатира на социум. Первично конечно прослеживается антикапиталистический подтекст под «Уолл Стрит», как человек мутирует, меняя социальное положение, но мимоходом проговаривается и о потере идентификации, подобно тому, что было в фильме «Прочь» (как белые господа снова хитрыми способами делают реальных чёрных пацанов своими марионетками), отражаются проблемы выбора между шансом самореализации и общей борьбой, неуверенного бунта низов, направленного в никуда акционизма (никто из посетителей выставки революционерки Детройт толком этих её акций про Конго не одупляет, хотя вроде проблемы те же вокруг, хоть и не так остры), и о совсем уж знакомых экспериментах над рабочими по выработке максимальной нагрузки. В конечном итоге же автором отражаются весьма туманные перспективы трудового народа добиться хоть чего-то от корпораций.

Изображение

Также хотелось бы отметить:

1. Слон сидит спокойно / 大象席地而坐 / An Elephant Sitting Still (Китай, 2018, реж. Ху Бо)

Обстоятельный, по-звягинцевски гнетуще-мрачный социально-философский дебют китайского режиссёра Ху Бо, с четырьмя пересекающимися линиями взаимоотношений запутавшихся в жизни людей, иногда напоминающий о том, что лучше вообще не иметь друзей, чем таких, как у пацанёнка Вэя Бу, с которого завелась история, подобные которой у американцев обычно становятся поводом для шуток в подростковых комедиях.

В одной неблагополучной школе бугай пытается отжать у младшеклассника телефон, а тот привёл с собой на стрелку кореша, который нечаянно этого задиру ушатывает. Да так, что тот поломал себе шею, упав с лестницы, что порождает для школьника с и так нелёгкой жизнью весьма серьёзные проблемы.

Есть и другие герои в фильме и все друг с другом пересекаются, как скажем у Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но за всем этим криминально-бытовым брожением неоднократно проговаривается внезапно не самое обреченческое - что жизнь у тебя может и фигова, но это не повод скулить, т.к. она всегда была такой и у всех фигова по-своему. Ты ничем из общей массы не выделяешься и твоя башка не торчит на дециметр ниже в адовом котле, коим в данном случае предстаёт бедная провинция Китая.

Также в финале имеется и посыл для свободолюбивых беглецов на расстояния: что можно, конечно, сп*здить сраный трактор и свалить с рашки-киташки, но от проблем не скроешься. Жизнь везде одинакова. Нужно учись справляться с проблемами на месте. Довольно размеренное и неспешное кино (почти 4 часа), но мудрое.

Изображение

2. Сильвио / Sylvio (США, 2017, реж. Кентакер Одли, Альберт Бирни)

Добродушная и немного меланхоличная картина об успехе=несвободе и том, как рутина и невостребованность может поглотить скрытый талант, а впоследствии ещё и навыки.

Изображение

3. Зама / Zama (Аргентина-Бразилия-Испания-Доминикана-Франция-Нидерланды-Мексика-Швейцария-США-Португалия-Ливан, 2017, реж. Лукресия Мартель)

Жизнь изменчива, удача переменчива. Сперва ты идёшь по жизни, а потом и жизнь проходится по тебе. Экзистенциальная тоска испанского чиновника, который вдруг осознаёт, что поначалу отнюдь неплохие условия обернулись для него долголетней кабалой на чужбине, а ностальгия по родине проела дыру в душе.

Изображение

4. Первый человек / Человек на Луне / First Man (США-Япония, 2018, реж. Дэмьен Шазелл)

Новое кино Дэмьена Шазелла будто бы продолжает хронологию развития американской космической программы, начатую Филипом Кауфманом в картине «Парни что надо» (1983), но далеко отходит от залихватско-ковбойского тона, привычного для западной фантастики. Холодный и отстранённый “First Man” будто отражает внутреннюю пустоту главного героя, астронавта Нила Армстронга, потерявшего вначале дочь, и пустоту эту теперь пытающегося заглушить работой на убой. «Ну, на Луну, так на Луну», - говорит «отсутствующее» лицо Райана Гослинга. Даже ключевой момент фильма – высадка людей на поверхность Луны, становится не поводом для ура-патриотики, а столкновением Армстронга с зеркальным отражением того, что творится в душе, возможностью заглянуть вглубь себя и примириться с утратой. Пожалуй, не то, что ожидали американцы. Хорошая человеческая драма вместо биопика про героя.

Изображение

5. Donkey Hot (Россия, 2017, реж. Денис Виленкин, Антон Фомочкин)

Фрустрация киноведов перед волчьими порядками контролируемого кинопроизводства. Два начинающих автора шлындают по институтам в надежде поставить свой сценарий. Но утопают в различных требованиях и скепсисе продюсеров. Возможно сами создатели короткометражки и видели себя в качестве борцов с ветряными мельницами, но попутно мытарства философствующих киношников также напоминают и список требований начинающих авторов к самим себе: и идея не та, и кино не шибко актуальное получается, и было уже это всё, и дорого выходит, да и вообще, понятия не имею, как это должно выглядеть, чтоб удивляло. Дебютанты и сами себе горазды накрутить проблем. Прослеживается и ещё одно распутье нынешних творцов – насмотренность, которая манит всем сразу и в которой они попросту теряются, зацикливаясь на формах вместо содержания. Забавно и актуально вышло.

Изображение

Лучшие документальные фильмы:

Меня полюбят после моей смерти / They'll Love Me When I'm Dead (США, 2018, реж. Морган Невилл)

Тут всё непросто. История берёт начало ещё в 70-ых годах, когда Орсон Уэллс, вечно наскребавший финансирование по сусекам задумал проект «Другая сторона ветра». В связи с привычным для раздутой фантазии набором передряг (в т.ч. и международных) и творческой зауми кино так и не состоялось. Точнее состоялось, но уже без Уэллса и только в 2018 году, где работу за автора заканчивал другой американский классик Питер Богданович, появившийся, кстати, в фильме в одной из главных ролей.

Рассказывало кино про последний день жизни именитого мэтра Джейка Ханнафорда, который, находясь в процессе завершения нового своего фильма, даёт предварительный смотр на вечеринке в честь собственного дня рождения, куда привалила масса репортёров. Но смотр, как таковой, не клеится. На вилле постоянно вырубаются генераторы, и основное время начинают занимать кулуарные разговоры, в очередной раз развеивающие миф об успехе.
Касательно самого фильма, несмотря на парочку совершенно потрясных сцен, лучше б всё же это дело так и оставалось пылиться в чулане. Уэллс на тот момент похоже всерьёз увлёкся деконструкцией кино.

Полудокументальная манера, наслоение подуровней фантазии, хаотичность и стихийность происходящего, побеги из-за камеры. Даже изучив его удачный фильм «Ф - фальшивка», такое просто невозможно собрать во что-то удачное человеку со стороны, без монтажного чутья самого пузатого затейника. Идея фильма то не в пометках сценарных (как выяснилось, и сценария то никакого не было), а в голове Орсона. Результат обречён вылиться в эксцентричную суматоху, какой получился другой подобный случай сборки уэлловского «Дон Кихота» Хесусом Франко. И в этом же направлении поддувает «Другая сторона ветра», где средь нескольких волн шумного окружения, «закатившийся» режиссёр Ханнафорд зловеще чудит и депрессует от навалившихся проблем, попутно выводя из себя коллег по цеху и вездесущих репортёров. И зрителя.

Другое дело документалка "Меня полюбят после моей смерти" Моргана Невилла, номинально раскрывающая историю создания Уэллсом «Другой стороны ветра», но вдобавок и напоминающая как раз его более здоровую версию. От кино основного она, конечно же, неотделима, но куда более внятная и увлекательная, доступная для понимания всех ассоциативных параллелей и обладающая новыми уровнями того, что Уэллс планировал сам (режиссёр снимает документалку про режиссёра, снимавшего мокьюментари про исписавшегося режиссёра, снимавшего кислотный эротический арт-хаус про парочку хиппи), в принципе подводящая итог под всеми этими злоключениями автора «Гражданина Кейна» и сорокалетним путешествием затерянного фильма до экранов. Вот он, действительно хороший эпилог этой истории.

Изображение

Они никогда не станут старше / They Shall Not Grow Old (Великобритания-Новая Зеландия, 2018, реж. Питер Джексон)

Толковый исторический документ Питера Джексона о жизни британских добровольцев на полях и в окопах Западного фронта в ходе Первой мировой войны.

Отличие фильма новозеландца от прочих проектов на данную тему в том, что Джексон не только собрал исчерпывающий (желательно смотреть в озвучке, чтоб успеть в полной мере насладиться картиной, т.к. речь очень плотная) рассказ ветеранов о мальчишеских ощущениях и видении картины войны (вообще-то, подобие краткого общего пересказа можно припомнить в песне “In the Army Now” Bolland & Bolland), но и применил к древней кинохронике современные технологии, отреставрировав и раскрасив архив, а также чуток затормозив ритм, что максимально придало привычным военным киноматериалам вид, будто записаны они были совсем недавно.
В связи с увиденным, естественно больше всего тянет болтать про техническую часть. Что наконец-то раскрашиванию нашли действительно достойное применение (не бороздя по чём зря художественное видение авторов художественных фильмов), и что подобную революционную методу теперь хочется применить ко всем сохранившимся материалам первой половины двадцатого века.

Что же до самого фильма, можно только заметить, что решение Джексоном дележа изображения на "типикл хроника - ресторная расцветка с умеренным ритмом - опять типикл хроника" заставляет отвлечься от изнанки методы Билла Моррисона, играющегося с бракованной плёнкой, и подумать о самом ярком и важном события в жизни молодцев-добровольцев. Тем более, что для миллиона британцев оно стало последним.

Изображение

Guilty pleasure года:

Апгрейд / Upgrade (Австралия, 2018, реж. Ли Уоннелл)

Пещерный человек в информационный век Грэй живёт на иждивении жены, а подрабатывает, собирая старые тачки для клиентов. Один из таких клиентов – учёный Эрон, колдующий дома над сверхумным девайсом. Однажды Грэй вместе с женой попадается в лапы гопников, которые жену, недолго прикидывая, убивают, а его парализуют. Желание отомстить охамевшему отродью понятно - полиция то откровенно кладёт на дело прибор. Тут-то и приходит на помощь Эрон со своим изобретением, способным поставить Грэя на ноги. Но есть у него и прочие возможности.

Редкий случай, когда ещё на стадии трейлера конечный продукт толком не вызывает вопросов и соответственно интереса, но по итогу почему-то всё равно оставляет неплохое впечатление. «Апгрейд» - кино сипецки предсказуемое, что довольно странно для Ли Уоннелла, сценариста, ныне подавшегося в режиссёры, а ранее запомнившегося всем проектированием хитросплетений во франшизе «Пила». Но особо по этому поводу не напрягаешься. Ведь чего бы там ни происходило и как бы ни оборачивалось, всё хорошо работает на общую идею настораживающего технологического будущего, где искусственный интеллект берёт верх над людьми. Кожей ощущается та паранойя героя, ментально борющегося с наступающим прогрессом копошением в винрарных механических тачках и готовкой по старинке, но всё же сдающегося на его милость, совершив сделку с технократическим дьяволом. И вот он уже абсолютный заложник компьютеров в седьмом кругу ада собственных закоулков сознания. Глобальнее если, то речь вообще не столько про именно машины, сколько попадание под любой контроль над личностью, будь то система, криминал или весомый долг. С другой стороны, чего тут такого нового реально сказали? Уже было и «Дьявольское семя», и «2001: Космическая одиссея», и «Терминаторы». Наверное, привлекает заложенная в нём олдскульная крутота и бесхитростность, вызывающая ностальжи по временам «Нирваны» и «Джонни-мнемоника».

Изображение

Худшие:

Так-то их сколько угодно. Я только отмечу парочку особо раздражавших.

Хищник / Predator (США-Канада, 2018, реж. Шейн Блэк)

У Шейна Блэка был весомый конкурент в лице «Чужого: Завет» за звание худшего продолжения в подковёрном противостоянии Чужих против Хищника. Но автор комедийных боевиков не сдюжил. Сварганил из «Хищника» чуть ли не семейное кино про сильных женщин-учёных с бластерами наперевес, «особенных» детей-аутсайдеров, инопланетных пёсиков и банду клинических идиотов-солдат. После подобного слюнявого приёма хищники явно больше не прилетят на Землю. Развели, понимаешь, «Парк Юрского периода».

Изображение

Проект Флорида / The Florida Project (США, 2017, реж. Шон Бэйкер)

Мой персональный кино-кошмар. Ох уж эти детки из кислотного дома. Алиса здесь точно больше не живёт - давно съехала от таких соседей. Что я должен был вынести из показанного и кому сопереживать? Конченная мразь растит подобную же бестолковую дурынду, а горемычный отельный клерк (Уильям Дефо) несёт свой крест, покрывая вечные изрыги воображения этих white trash. Умышленные авторские ассоциации с древком в середине не канают. Дерево повалилось и растёт вопреки. А эти - скорее клопы на стене отеля. Они тоже стойкие ребята, но вы же не станете жалеть клопов?

Изображение

Ответить

Вернуться в «О прекрасном»