Возвращение имен. ДмитЛаг.
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Место, где сегодня уместно возвращались имена. После сообразной моменту литии. Логично как-то...
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Да что там далеко ходить, у нас на территории Дубны мы имеем своего священномученика, настоятеля ратминского храма:vvr2a писал(а):Да, всё это бесспорно. Но и интернет, и книги - это уже кое-что. Там есть свидетельства разной степени достоверности, но есть и документы, добытые трудом энтузиастов. Будем надеяться, что с годами их станет больше.Zavulon писал(а):Рассуждать о том времени сейчас мы можем в большинстве своем, только основываясь на статьях, выложенных в интернете. Мало кто имеет доступ, да и желание, изучать настоящие документы, находящиеся в серьезных библиотеках, или архивах.
Поэтому все наши мнения-субъективны.
Лично мне кажется, что просто читать имена каждое 30 октября как минимум бесполезно. Эти набирающие массовость и всеохватность формальные акции явно обращены в сегодняшний день и направлены на что-то другое, а не на вдумчивый анализ той эпохи. Наверное возможны и другие формы "возвращения имён", которые бы взывали к сложным размышлениям.
Просто для примера этой сложности. Две судьбы всего двух дмитлаговцев. Дворянин и крестьянин. Оба - монахи-священники. Попали в Дмитлаг примерно по одинаковым причинам, но судьбы сложились очень разно: Патриарх и Святой. Не предлагаю их сравнивать и не нам их судить. Да и не выразить в сравнительно коротком формате всю сложность их судеб (даже если бы мы их достоверно знали). Но даже в таком виде информации для размышления гораздо поболе. Может быть так возвращать имена имеет больше смысла?
........
Да, вот странность. имя патриарха Пимена не фигурирует в списках пострадавших от незаконных репрессий: ни в базах Мемориала, ни в базах пострадавших священников (Свято-Тихоновский университет)
священномученик Михаил Абрамов http://dubna-blago.ru/biblioteka-mihail-abramov.html
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Дополню список : Мочульский Венцеслав Иванович
Родился в 1878 г., дер. Новоземово Чашниковского р-на (Белоруссия); белорус; образование низшее; б/п; дорожный мастер Волжской ж.-д. ветки.. Проживал: ст. Б. Волга МВС..
Арестован 26 января 1938 г.
Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 2 февраля 1938 г., обв.: антисоветской агитации, распространении клеветнических слухов о голоде в колхозах.
Расстрелян 5 февраля 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован 25 января 1990 г.
Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон
Родился в 1878 г., дер. Новоземово Чашниковского р-на (Белоруссия); белорус; образование низшее; б/п; дорожный мастер Волжской ж.-д. ветки.. Проживал: ст. Б. Волга МВС..
Арестован 26 января 1938 г.
Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 2 февраля 1938 г., обв.: антисоветской агитации, распространении клеветнических слухов о голоде в колхозах.
Расстрелян 5 февраля 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован 25 января 1990 г.
Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Почему-то про Бутовский полигон говорят столько лет и по любому поводу, а вот про Сухановскую тюрьму молчат, как буд-то её и не было. Это она же была самой страшной тюрьмой того времени и основным поставщиком Бутовского полигона. У меня почти все родственники со стороны матери имели статус "репрессированных" и только после моих 11 лет они стали меня ограждать от этой части истории.
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Просто Бутово рядом с Москвой. Туда свозили из разных мест, где сами не "справлялись". В каждом здании, занятом под ВЧК-НКВД-МГБ были свои тюрьмы и помещения для расстрелов.
А еще были Соловки, где на всех островах массово мучили и убивали людей. Скажем, на Большом Заяцком острове был "роддом" для женщин-заключённых на последних месяцах беременности. Это такое здание, наполовину заглубленное в землю, из огромных валунов еще петровских времён. Не отапливаемое, в котором в начале августа ещё изо рта шёл пар.
Оттуда редко кто возвращался, а уж с живым ребёнком вообще единицы.
А еще были Соловки, где на всех островах массово мучили и убивали людей. Скажем, на Большом Заяцком острове был "роддом" для женщин-заключённых на последних месяцах беременности. Это такое здание, наполовину заглубленное в землю, из огромных валунов еще петровских времён. Не отапливаемое, в котором в начале августа ещё изо рта шёл пар.
Оттуда редко кто возвращался, а уж с живым ребёнком вообще единицы.
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Да, странно судить о человеке, признанным святым, но тем не менее. Попробуем подойти и к этому делу абстрагируясь от его нынешнего статуса, с точки зрения реалий того времени. И тут же появляются вопросы.Atruman писал(а):Да что там далеко ходить, у нас на территории Дубны мы имеем своего священномученика, настоятеля ратминского храма:
священномученик Михаил Абрамов http://dubna-blago.ru/biblioteka-mihail-abramov.html
Как ни странно, но советская власть явно отнеслась к отцу Михаилу просто невероятно мягко и терпеливо. По второму делу (1934 года), ранее уже судимый за аналогичные преступления и зарабатывая по новому 58-10 (КРПиА + призывы к свержению) он получил ну просто невероятно мягкий срок (всего лишь 3 года ссылки. Приведённый выше отец Алексий за это же самое отхватил пятёрину конкретных лагерей).
Где и когда это происходит? Да в Ратмино, всего в нескольких километрах от гордости Советской власти - кипящей стройки канала Москва-Волга, находящейся под неусыпным контролем как местных, так и канальских структур ОГПУ-НКВД. И в то время, когда в районе Иваньково-Ратмино свободно живут сотни, если не тысячи вольнонаёмных строителей Канала (потенциальная паства).
Что происходило с Городищевским храмом в те 3 года, пока отец Михаил был в ссылке? Кто там служил? Известно, что в те годы храмы, где несколько месяцев не происходили богослужения подлежали немедленному закрытию. Но Ратмино, по всей видимости, тогда не закрыли. Видимо власть учитывала необходимость церкви для собравшихся в одном месте многих сотен верующих людей.
Далее. Каким невероятным образом священник Абрамов после отбытия ссылки в третий раз был назначен во служение? Известно, что в те годы (да и позднее) по договору между церковью и советским государством священнослужитель, осуждённый ранее в уголовном порядке, не мог быть вновь назначен во служение епархиальным управлением. Отец Михаил имел уже аж 2 приговора, но тем не менее считается, что он возобновил проведение служб. Самовольно или нет - мы не знаем, но 52-летний Михаил Абрамов это точно знал. И очевидно, что знал, чем это для него ОДНОЗНАЧНО кончится, но решительными шагами САМ шёл к своему кресту. И, по-видимому, сразу в след за арестом отца Михаила в ноябре 1937 года последовало закрытие и разрушение храма кимрскими комсомольцами. И совсем не исключено, что это были связанные события и священномученик Михаил своим упорством навлёк беду на свой храм.
ИМХО. Кстати, из приведённой ссылки явствует, что даже сейчас, когда исследователи жизненного пути отца Михаила явно познакомились с его последним делом, они не решились озвучить фамилии тех трёх местных жителей, давших тогда обвинительные показания против своего священника. А их потомки наверняка живут в Дубне. Сложное это дело, путь к истине...
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
То, что второй срок о. Михаила был 3 года говорит о том, что ему вообще ничего не смогли придумать. Взяли по разнарядке. для отчётности.
Не знаю откуда у вас информация о якобы неком договоре церкви и власти не назначать на служение освободившихся из заключения священников, я об этом ничего не слышал. Было много священников и архиереев, которые продолжали служить после заключения.
Вот здесь https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D ... lr=215&p=0 можно посмотреть жития только лишь священномучеников, т.е. тех, кто был репрессирован за веру, но не был расстрелян и был причислен к лику святых. Некоторые из них умерли в заключении или сразу после. но многие продолжали служить и после второго ареста. и после третьего.
Что касается самого ратминского храма, то он скорее всего был просто закрыт во время заключения о. Михаила.
Явление в те времена распостранённое. Так было, например, с кимрским Преображенским собором.
Его, правда, просто закрыли на несколько лет. Но потом возобновили службы.
Поэтому не стоит сомневаться, Комиссия по канонизации очень придирчиво изучает документы на прославление и если есть хотя бы малейшее сомнение, то кандидатуру снимают с рассмотрения до полного выяснения.
По многим кандидатурам было отрицательное решение из-за того, что ими были подписаны протоколы допросов с показаниями на других людей. Хотя из этих же протоколов было видно, что человек не выдержал пыток, а в некоторых были явные подделки подписей. Но на основании этих протоколов пострадали другие люди и поэтому были получены отказы в канонизации.
Не знаю откуда у вас информация о якобы неком договоре церкви и власти не назначать на служение освободившихся из заключения священников, я об этом ничего не слышал. Было много священников и архиереев, которые продолжали служить после заключения.
Вот здесь https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D ... lr=215&p=0 можно посмотреть жития только лишь священномучеников, т.е. тех, кто был репрессирован за веру, но не был расстрелян и был причислен к лику святых. Некоторые из них умерли в заключении или сразу после. но многие продолжали служить и после второго ареста. и после третьего.
Что касается самого ратминского храма, то он скорее всего был просто закрыт во время заключения о. Михаила.
Явление в те времена распостранённое. Так было, например, с кимрским Преображенским собором.
Его, правда, просто закрыли на несколько лет. Но потом возобновили службы.
Поэтому не стоит сомневаться, Комиссия по канонизации очень придирчиво изучает документы на прославление и если есть хотя бы малейшее сомнение, то кандидатуру снимают с рассмотрения до полного выяснения.
По многим кандидатурам было отрицательное решение из-за того, что ими были подписаны протоколы допросов с показаниями на других людей. Хотя из этих же протоколов было видно, что человек не выдержал пыток, а в некоторых были явные подделки подписей. Но на основании этих протоколов пострадали другие люди и поэтому были получены отказы в канонизации.
Re: Возвращение имен. ДмитЛаг.
Перестаньте. Сухановка была рассчитана на 180 человек и была организована Берией как тюрьма для илиты и врагов народа высших чинов или достаточно известных людей. А на Бутово гребли всех. В основном работяг и крестьянство у которых в лучшем случае 6 классов и три корридора.Gost'ya писал(а):Почему-то про Бутовский полигон говорят столько лет и по любому поводу, а вот про Сухановскую тюрьму молчат, как буд-то её и не было. Это она же была самой страшной тюрьмой того времени и основным поставщиком Бутовского полигона. У меня почти все родственники со стороны матери имели статус "репрессированных" и только после моих 11 лет они стали меня ограждать от этой части истории.
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль