В свое время нам с LuckyOne [away] посчастливилось натолкнуться на Приговоры Правительствующего Сената о постройке на Дубенской пристани тьялок и эта тема не безразлична.
Малая часть истории России, истории того, как в наших местах, на Дубенской пристани в сжатые сроки было организовано производство тьялок по указу Петра I, хотелось бы, чтоб тема эта морская была отражена и в памятном знаке на территории города, тем более, что парусники так красивы (каравеллы Колумба на яхромском шлюзе), а Дубна стоит полуостровом окруженная водой.
Небольшое судно с толстыми, прочными бортами, с висящими, как у спаниеля ушами - шверцами. Они имели характерные округлые нос и корму, плоское дно и большую грузоподьёмность. Тьялки использовались как грузовые суда. Несмотря на внешнюю неторопливость, тьялк является довольно быстроходным судном. Обычно имел 1 мачту, 2-3 кливера, большой грот на гафеле, и иногда использовались дополнительные паруса. Так как тьялки являлись плоскодонными судами с широким корпусом и малой осадкой, они имели пару боковых шверцов яйцеобразной формы, которые в случае необходимости опускались в воду.
Комп. построил 2-х метровую 3д-модель тьялка, расположенную на высокой колонне (аналог Александровской колонны в Питере), на площадке колонны установлены светильники, чтоб парусник был виден ночью издалека. Волны условно обозначены в виде пяти полуколец.
Что касается железных якорей, то несомненно их ковали еще до крещения Руси.
Якоря для первых фрегатов петровского флота, которые строились в 1702 году на реках Свирь и Паша, а возможно и для дубенских тьялок ковались в Олонце (Лодейное Поле). Железо, получаемое из олонецкой «болотной руды», ценилось в Европе наравне со знаменитым «шведским железом» и славилось гибкостью, хорошей ковкостью и чрезвычайной вязкостью. Такие сделанные из «болотного железа» якоря по прочности во много раз превосходили английские, ибо в России для выделки железа в печи клали древесный уголь, а пудлинговые печи топили дровами. В Англии же на изготовление железа в печи шел каменный уголь и кокс, содержащие серу и фосфор, которые снижали качество железа. О том, что русские якоря пользовались за границей большим спросом, можно судить из многих документов петровского времени. Вот, например, письмо русского посла в Дании Василия Долгорукова Петру I от 8 марта 1718 года:
«…Есть здесь в магазейнах Вашего Величества якоря корабельные, которым роспись при сем вложена. Датского короля комиссары торговали у меня те якорья и сказали мне, что имеют в них нужду такую, что за тем несколько кораблей в море выйтить не возмогут. В продаже я им отказал и сказал, что без указу не смею…».
Это всего лишь вариант и Памятный знак может быть другим.
В Приговорах Сената в качестве топографического ориентира на местности фигурирует только Дубенская пристань, которая согласно данным путеводителя 1862 года "От Твери до Астрахани" находилась на левом берегу Волги, как раз напротив того места, где река Дубна впадает в Волгу.
http://www.bibliofika.ru/book.php?book=796
Лес для тьялок сплавлялся тоже по Волге, хотя непосредственное строительство ( причем всех 50-ти штук одновременно по настоянию голландского мастера Гилкина, осуществлялось на берегу реки Дубны в районе Юркино. Смотр результатов - у Иваньково. Соответственно в процесс строительства была вовлечена вся обширная местность.