Дубенская верфь Петра Первого: источники и историография
Специалисты Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» завершают подготовку коллективной монографии, посвященной истории Дубенской верфи – единственной судостроительной верфи Петра Первого на территории современного Подмосковья. Публикация монографии планируется в нынешнем календарном году. Размещаемая статья написана в рамках работы по подготовке монографии к печати.
Дубенская верфь в научной литературе по истории флота
Первое упоминание Дубенской верфи в отечественной исторической литературе сделал А.С. Пушкин в незаконченной «Истории Петра», которую он писал с начала 1835 года и до своей смерти в январе 1837 года. Описывая неудачный Прутский поход Петра I, Пушкин отмечает: «Прибыв к Днестру, Петр … писал сенату о кораблестроении, которое из Воронежа переносилось к пристаням Нерльской и Дубенской, где поручик Леонтиев строил суда» (Пушкин А.С., цит. по изд. 1965, с. 273).
Первым профессиональным историком, отметившим в своей работе существование при Петре I кораблестроительной верфи в устье реки Дубна и включившим ее деятельность в описание истории создания Балтийского флота, стал Н.И. Костомаров. В шестом выпуске своей известной книги «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», опубликованном в 1876 году, он дает обзор географии петровского кораблестроения: «Судостроительные работы не ограничивались одним Петербургом: строились шнявы в Олонце, где начальствовал над работами голландец Дефогельдедам. В Архангельске строились суда под наблюдением голландца Вреверса, построившего там большой фрегат. В Московской губернии, на Дубенской и Нерльской пристанях, строились суда, называемые «тялками», для спуска с казенными запасами» (Костомаров Н.И., 1876, с. 610).
Это первое упоминание Дубенской верфи в научной литературе еще не содержит описания истории ее существования и возникновения; в нем указывается только частично номенклатура строившихся на ней кораблей, и не раскрывается их предназначение как военно-транспортных судов Балтийского флота. Впрочем, Н.И. Костомаров и не ставил в этой работе перед собой задачи подробно охарактеризовать историю одной из петровских верфей.
В дальнейшем Дубенская верфь надолго выпадает из сферы интересов отечественной исторической науки, и только более чем через сто лет после издания труда Н.И. Костомарова выходит первая работа, специально посвященная истории судостроения на Дубенской и Нерльской верфях. Статья Павла Александровича Кротова, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, «Верфи Петра Первого у Нерлинской и Дубенской пристаней» была опубликована в 1988 в журнале «Судовождение».
Обзор истории Дубенской верфи был подготовлен П.А. Кротовым на основе анализа опубликованных документов Правительствующего Сената и переписки Петра I, с привлечением материалов Российского государственного архива военно-морского флота. История создания верфи была кратко описана им в контексте событий Северной войны и потребностей недавно созданного Балтийского флота в военно-транспортных судах. Исследователю удалось наметить основные особенности судостроительной работы верфи (Кротов П.А., 1988).
В 2002 году Марина Виленовна Бабич, главный специалист Российского государственного архива древних актов (РГАДА), защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, в которой рассмотрела деятельность государственных правительственных учреждений петровского времени. Она рассмотрела деятельность более 120 комиссий, действовавших в первые десятилетия XVIII века, каждая из которых представляла собой правительственный орган, созданный для решения определенной задачи, и являлась составляющей частью аппарата государственного управления. В число охарактеризованных автором учреждений входит Канцелярия тялочного дела, занимавшаяся строительством военно-транспортных судов – «тялок», администрация которой располагалась на Дубенской верфи (Бабич М.В., 2002).
В 2003 году М.В. Бабич опубликовала по материалам своей докторской диссертации монографию по той же теме, в которой на основе архивных данных кратко охарактеризовала деятельность Комиссии тялочного дела, перечислила ее руководящий состав, полномочия, основные результаты работы, проводившейся под руководством комиссии на Дубенской и Нерльской пристанях, и участие построенных «тялок» не только в военных действиях Балтийского флота, но и в обеспечении хлебом и провиантом строившегося Санкт-Петербурга (Бабич М.В., 2003).
Данная работа стала последней из весьма немногочисленных публикаций профессиональных историков из центральных отечественных научных учреждений, в которой затрагивался вопрос истории Дубенской верфи, вышедшей до того, как исследованиями по данной теме занялись подмосковные краеведы из города Дубны и специалисты Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие».
Изучение Дубенской верфи в подмосковном краеведении
Несколько упоминаний Дубенской верфи и краткие обзоры ее истории, сделанные почти за полтора столетия в научной литературе, посвященной становлению Балтийского флота, вплоть до недавнего времени не находили никакого отражения в подмосковном краеведении и работах специалистов по истории Московского региона.
Ситуация изменилась только в 2012 году, когда на эти упоминания обратили внимание участники краеведческого раздела интернет-форума города Дубны. Это событие стало своеобразной сенсацией для подмосковного краеведения. Первая публикация с общим обзором данной темы, выполненным на базе имеющейся литературы и опубликованных источников, вышла в историко-краеведческой газете «Подмосковное наследие» в апреле 2012 года (Даченков И.Б., Петров Ф.Н., 2012).
В конце того же 2012 года значительно более крупная статья с обзором истории создания и функционирования Дубенской верфи, предварительным анализом хозяйственно-экономической деятельности верфи и ее вклада в историю Балтийского флота была опубликована в сборнике статей первой дубненской городской историко-краеведческой конференции (Петров Ф.Н., Даченков И.Б., Пантелеева Л.В., 2012).
С этого же времени специалисты Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» начали выполнять большую систематическую работу по изысканию и копированию связанных с Дубенской верфью документов в государственных архивах, прежде всего – в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Наиболее значимые из обнаруженных документов послужили основой для подготовки еще двух статей, вышедших в «Подмосковном наследии» в 2013 и 2015 годах. (Даченков И.Б., Петров Ф.Н., Пантелеева Л.В., 2013; Даченков И.Б., Петров Ф.Н., Пантелеева Л.В., 2015).
Посвященные Дубненской верфи разделы вошли в состав двух историко-краеведческих изданий, опубликованных Московским областным общественным фондом историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие»: научно-популярной книги по истории Дубны, вышедшей в серии «Региональная история: Московская область» (Даченков И.Б., Петров Ф.Н., Пантелеева Л.В., 2015) и учебного пособия по краеведению для учащихся 7-9-х классов общеобразовательных учреждений города Дубны Московской области, изданного по заказу Управления народного образования Администрации города Дубны (Даченков И.Б., Петров Ф.Н., Пантелеева Л.В., Алексеева И.А., 2017).
Таким образом, за пять лет работы были собраны и отчасти введены в научный оборот архивные источники, а Дубенская верфь заняла свое законное место в истории Подмосковья. Однако подробная история Дубненской верфи еще не была написана, решению этой задачи будет посвящена коллективная монография, готовящаяся в настоящее время в Московском областном общественном фонде историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие».
Источники по истории Дубенской верфи
Наиболее ценным собранием опубликованных источников по нашей теме является издание «Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого, изданные Императорской Академией Наук», выходившее в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX века. В первую очередь речь идет о семи томах данного издания, посвященных публикации документов за период функционирования Дубенской верфи, т.е. с 1711 по 1714 год. В них содержится более 70 документов, посвященных деятельности Дубенской верфи (Доклады и приговоры…, 1880; 1882; 1883; 1887; 1888а; 1888б; 1891). Отдельные документы по данной теме, связанные, в основном, с дальнейшим использованием построенных в устье Дубны кораблей, можно найти и в томах данного издания за более поздние годы (напр.: Доклады и приговоры…, 1901).
В период правления Петра I, с момента учреждения им Правительствующего Сената в начале 1711 года, распоряжения («приговоры») Сената являлись вторыми по важности законами России – после «именных» (царских) указов. Особенно ценно, что в данном издании вместе с «приговорами» Сената публикуются и «доклады» Сенату по этим «приговорам» – официальные подготовительные материалы, готовившиеся Канцелярией Правительствующего Сената. Они позволяют понять зачастую весьма краткие «приговоры» и дают богатейшую информацию о положении «на местах», о тех задачах и проблемах, по поводу которых Сенат и принимал свои решения.
«Доклады и приговоры» являются важным историческим источником по исследуемой тематике, они позволяют осветить многие вопросы организации работы Канцелярии тялочного дела и Дубенской верфи. Особенно ценно то, что в «докладах» содержится информация о деятельности верфи, полученная Правительствующим Сенатом из самых разных источников: от руководителя канцелярии гвардии капитан-поручика Алексея Андреевича Леонтьева, от находящихся в его подчинении царедворцев, от других должностных лиц канцелярии, от направленных Сенатам на верфь инспекций, от Адмиралтейского Приказа, от управителя Московской губернии Василия Семеновича Ершова, от тайного секретаря Петра I Алексея Васильевича Макарова, от самого Петра и от многих других лиц и учреждений.
Зачастую информаторы Сената по-разному оценивают ситуацию; не соглашаются друг с другом, обвиняют друг друга, апеллируя к Сенату. Это делает «Доклады и приговоры» источником, позволяющим рассмотреть вопросы с разных сторон, критически оценить информацию и составить о соответствующих проблемах достаточно объемное впечатление.
Не менее значимую группу источников по истории Дубенской верфи и дальнейшему использованию построенных на ней кораблей представляют опубликованные в разное время письма Петра I, направленные различным адресатам. Петр являлся инициатором создания верфи и всей Канцелярии тялочного дела и держал под постоянным личным контролем ее работу. Особенно ценной публикацией, содержащей подборку архивных материалов по этой тематике, является второй выпуск XIII тома «Писем и бумаг Петра Первого», изданный Российским государственным архивом древних актов (Письма и бумаги…, 2003).
В ряде публикаций архивных материалов, вышедших за период с конца XIX по начало XXI вв. отражены и отдельные моменты истории Дубенской верфи, и биографии ее руководителей и сотрудников. Так, опубликованные в XIX веке архивные материалы о владельцах земельных участков и усадеб содержат информацию, имеющую значение для характеристики генеалогии и биографии руководителя размещавшейся на Дубенской верфи Канцелярии тялочного дела Алексея Андреевича Леонтьева (Исторические материалы… 1881; 1889). Также сведения о биографии этой центральной фигуры в истории верфи можно почерпнуть в изданном в 1883 году «Списке генералам, штаб и обер-офицерам, служившим и числившимся лейб-гвардии в Преображенском полку» (Чичерин А.К., Долгов С., Афанасьев А., 1883).
Ряд опубликованных архивных материалов отражает использование построенных на Дубенской пристани тялок Балтийским флотом. Так, в 1994 году «Воениздат» опубликовал подборку архивных документов: воспоминаний, дневниковых записей и писем о морских сражениях и боях русского флота дореволюционного периода. В ней опубликовано письмо Петра I одному из своих приближенных, первому главе Петербургского адмиралтейства Александру Васильевичу Кикину, в котором самодержец рассказывает о потере в шторм в августе 1713 года одного из вспомогательных военно-транспортных судов Балтийского флота – тялки. Такие суда строились в то время только на Дубенской и на Нерльской пристани, под управлением Канцелярии тялочных дел (Морские сражения…, 1994).
Кроме того, в переизданном в 2014 г. издании материалов военно-морского архива, посвященного победе русского флота при Гангуте и впервые опубликованного в 1914 году, представлено еще одно письмо Петра I адмиралтейскому советнику А.В. Кикину. В нем Петр сообщает об использовании Балтийским флотом тялок в преддверии Гангутского сражения в качестве военно-транспортных судов для перевозки провианта и воинских припасов (Гангут…, 2014, с. 67-68).
В целом опубликованные источники позволяют довольно разносторонне охарактеризовать деятельность Дубенской верфи и Канцелярии тялочного дела. Даже удивительно, что, несмотря на это, история единственной судостроительной верфи Петра I, располагавшейся на территории Подмосковья, так редко обращала на себя внимание специалистов.
В то же время значительное число архивных материалов по данной теме до сих пор избегали введения в научный оборот: не опубликован основной массив переписки Петра I с руководителем Канцелярии тялочного дела А.А. Леонтьевым; письма целого ряда других лиц, хозяйственная документация Дубенской верфи и др.
В основном неопубликованные источники хранятся в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Многолетняя работа с ними была выполнена в рамках осуществляющейся подготовки коллективной монографии по истории верфи, издание которой планируется в течение 2018 года. Наиболее информативные из источников планируется опубликовать в качестве приложения к ней.
Список источников и литературы