Вот именно, 1933-1934гг., когда стало ясно, что руками много не накопаешь, что импортных экскаваторов мало и надо строить свои и запустили Ковровский экскаваторный завод.Tereza писал(а):Что то по этой фотографии не скажешь, что экскаватор был редкостью при строительстве канала. Сейчас много пытаются рассказать страшилок про это строительство. Одно враньё. Все обличают, пугают - но все с удовольствием этим пользуются. Лгуны.Гидр писал(а): ... но редкие импортные экскаваторы на фото нельзя было не запечатлеть - индустриализация не должна иметь лица землекопа.
Ну а теперь чутка цифр:
Земляные работы всех видов составили 151,4 млн. куб. м (максимальная интенсивность земляных работ доходила до 8,4 млн. куб. м в месяц). Кроме того, при разработке карьеров гравия, песка и глины вынуто 56 млн. куб. м.
Итого: 207,4 млн кубов грунта переместили.
При длине канала 128км - это чуть больше чем 1 экскаватор на 1км фронта работ. Т.е. при равномерном распределении экскаваторов на фото хрен мы больше 2шт должны увидеть)))На строительстве канала работали 171 экскаватор
Итак считаем: при двусменной работе, без перестановки, без ремонта и ТО, перекура и перегруза вынутого грунта (тупо слева на право в отвал на расстояние до 12м, средний современный одноковшевый экскаватор до 0,5 куба на средних грунтах способен вынимать 30 кубов в час, а ведь они еще и морену черную копали в котлованах гидросооружений, от которой лопата отскакивала. Это 720 кубов в сутки или 262,8 тыс. кубов в год. Рекорд нового, самого мощного на тот момент, "Ковровца" в Волжском районе 21.04.1935 - 1580 кубов в сутки и это были стахановцы на новенькой машине!, поэтому, думаю, сопоставимы цифры. В реале, с учетом воспоминаний ковровцев и строителей о том, что техника не выдерживала таких условий эксплуатации и часто ломалась, а также с учетом того, что при погрузке для вывоза в автомобили норма выработки падает примерно на 15-20%, что экскаваторы тех лет были на рельсовом ходу и для перестановки теряли от одной до трех рабочих смен в пределах одного котлована, что ковровские экскаваторы, составившие 105 из указанных 171, при этом источники указывают, что "Ковровцы" не дополнили а заменили изношенные и убитые импортные машины, появились на строительстве только в 1935году, на завершающем этапе строительства, когда основная масса котлованов и каналов уже была отрыта и в основном велись работы по бетонированию, мощению откосов, монтажу оборудования (оно 1935-1937 г.в.) - смело делим общий теоретический объем на 2 летом и на 3 зимой. Пока мы будем гуманны к теоретикам и, пока, не разделим - посмотрим на финты сталинской пропаганды.
Итак 171 экскаватор Х 262,8 тыс кубов нам дают 44,9 млн кубов в год. За 4 года, а именно столько велись основные земляные работы на канале, перемещаем 180 миллионов кубов грунта... Это все равно не 207,4, но много! Ура! Тезис рабского ручного труда разгромлен! Если посчитать всякие гидромониторы и автомобили и срок 4,6 лет вообще перекрываем весь объем с кепкой!
А теперь начинаем возвращаться к истине. 180/2,5 = 72 миллиона кубов - примерно столько грунта, т.е. менее трети от заявленного в начале, могли реально переместить экскаваторы на строительстве канала, а скорее всего эта цифра была и меньше. К сожалению, реальная статистика исполнения работ на канале изначально и, думаю, умышленно, собрана таким образом, чтобы скрыть объемы ручного труда. Товарищу Сталину нужна была индустриализация, а не гигантская, вырытая руками, канава от Волги до Москвы и он её получил. Ну а чтобы никто не сомневался в предъявленной нам теоретической картинке основная масса творцов этого чуда человеческого терпения и упорства была помножена на ноль органами НКВД и последовавшей войной, а выжившим в этих мясорубках дозволили жить под подпиской о неразглашении.