Если бы у нас тут в декабре 1941 года стояла танковая армия, то Берлин мы бы, образно говоря, взяли уже весной 1942 года. Тут в декабре стояли ошмётки двух потрёпанных в предыдущих боях танковых бригад, которым перед началом контрнаступления подкинули из резерва примерно по 10 танков. По штату в танковой бригаде их должно было быть приблизительно 60 штук, а было 10.Bob писал(а):В декабре 1941 года на Большой Волге стояла танковая армия, направлявшаяся на фронт.Хотелось бы знать больше об этом соединении Красной армии.
70 лет назад. Дубна и война.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Очень рад, что тема заинтересовала людей.Зойдберг писал(а):Отец рассказывал, что в зарослях в районе нынешнего дендропарка в 50-х годах стоял танк без башни, доверху наполненный дождевой водой. Вот тоже интересно, что это за танк, откуда он там взялся и куда потом делсяBob писал(а):В декабре 1941 года на Большой Волге стояла танковая армия, направлявшаяся на фронт.
Хотелось бы знать больше об этом соединении Красной армии.
По рассказам, колонна танковой техника шла со стороны Савелово, мимо Прислона и Притыкино.
Через Дубну переправлялись в районе Ратминской церкви, где тереперь верующие принимают крещение в январе, там, где спуск к р. Дубна, и мимо Ратминского дуба.
При переправе через Ситмеш, как рассказывают, один танк Т34 ушел под воду.
Он свернул с намороженной переправы и бревен, и попал в полынью.
Интересна дальнейшая судьба этого танка.
На БВ стояла НЕ Танковая армия, а танковая бригада (расширенный танковый полк)
Боевой путь 21-й тбр можно узнать , читая журналы боевых действий.
https://pamyat-naroda.ru/warunit/21%20% ... 26page%3D1
Доподлинно известно, что 21-я тбр в ноябре 1941 совершала рейд по занятому немцами г. Калинин
В Александроовке стояла 8-я тбр, командовал которой будущий Главный маршал танковых войск Ротмистров. Поэтому про историю 8-й тбр можно узнать намного больше,изучая боевой путь Ротмистрова
Боевой путь 8-й тбр можно узнать , читая журналы боевых действий.
https://pamyat-naroda.ru/warunit/8%20%D ... 26page%3D1
После подготовки к наступлению обе танковых бригады переправились через канал им.Москвы. Переправ было несколько. Многочисленные понтонные переправы были созданы саперным соединением, КОТОРОЕ СПЕЦИАЛЬНО ПРИВЛЕКАЛОСЬ для переброски наступающих соединений для нанесения контрудара.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Напротив гостиницы, где раньше было летнее кафе "Пеликан" (потом "Три медведя"), асфальтовая дорожка от старого сортира к аллее брянских партизанBob писал(а):Андрей, можно поподробней . Дендропарк, это где ?Зойдберг писал(а): Отец рассказывал, что в зарослях в районе нынешнего дендропарка в 50-х годах стоял танк без башни, доверху наполненный дождевой водой. Вот тоже интересно, что это за танк, откуда он там взялся и куда потом делся
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Зойдберг писал(а):Напротив гостиницы, где раньше было летнее кафе "Пеликан" (потом "Три медведя"), асфальтовая дорожка от старого сортира к аллее брянских партизан
Да, скорее всего так.Furious писал(а):Если про безбашенного правда, то скорее всего он в Дубну попал уже без головы - как тягач/трактор: https://fotostrana.ru/public/post/232634/1327845579/
А то я, грешным делом, подумал, что танк притащил с собой Курчатов, на котором он ездил по Семипалатинскому полигону при испытаниях :
Для этого были оборудованы дополнительной свинцовой защитой и оснащены дозиметрической аппаратурой два танка со снятыми орудийными башнями. В проведении этой разведки на первом танке участвовал Курчатов, чтобы посмотреть, "что и как".
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Я от кого-то слышал про два толи т34 толи КВ утонувших в ручье в районе Прислона. Ручей там конечно знатный, но сомневаюсь.Bob писал(а):В декабре 1941 года на Большой Волге стояла танковая армия, направлявшаяся на фронт.
Хотелось бы знать больше об этом соединении Красной армии.
По рассказам, колонна танковой техника шла со стороны Савелово, мимо Прислона и Притыкино.
Через Дубну переправлялись в районе Ратминской церкви, где тереперь верующие принимают крещение в январе, там, где спуск к р. Дубна, и мимо Ратминского дуба.
При переправе через Ситмеш, как рассказывают, один танк Т34 ушел под воду.
Он свернул с намороженной переправы и бревен, и попал в полынью.
Интересна дальнейшая судьба этого танка.
Переправ вокруг Дубны получается множество: у Заволжской базы, через канал, через Сестру (это по старому ЖД мосту, её под КВ усиливали рядами согласно документу запфронта). Но и доставали тогда почти все что могли и не могли.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Если летом, то переправа наводится довольно быстро, понтонами.Гидр писал(а): Переправ вокруг Дубны получается множество: у Заволжской базы, через канал, через Сестру (это по старому ЖД мосту, её под КВ усиливали рядами согласно документу запфронта). Но и доставали тогда почти все что могли и не могли.
А если учесть, что переправа выполняется обычно ночью, то свидетелей из местного населения
обычно бывает мало, -все спят.
Я сам был однажды свидетелем наведения учебной понтонной переправы на р. Дубна, в районе
Пьяной поляны. Просто в 70-е годы имел привычку ездить на велике вечером, часов в 10, купаться на Дубну.
Было уже темно, саперы наводили переправу через реку. Чего переправляли. -Кажется, ничего не переправляли.
Наутро, - и следов учений не осталось.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Нету у нас никаких затопленных танков.
Броды давно пробиты поисковыми тралами и магнитами.
Благодаря обилию людей с тех. образованием и просвещению "Наследия".
На открытом рынке с местных берегов продавались и свинцовые печати, и кресты, и наконечники стрел.
Броды давно пробиты поисковыми тралами и магнитами.
Благодаря обилию людей с тех. образованием и просвещению "Наследия".
На открытом рынке с местных берегов продавались и свинцовые печати, и кресты, и наконечники стрел.
Дыр бул щыл.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
остаются болота... https://www.youtube.com/watch?v=6LVo1yoYQ_Mpramparam писал(а):Нету у нас никаких затопленных танков.
Броды давно пробиты поисковыми тралами и магнитами.
Благодаря обилию людей с тех. образованием и просвещению "Наследия".
На открытом рынке с местных берегов продавались и свинцовые печати, и кресты, и наконечники стрел.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
"При переправе через Ситмеш, как рассказывают, один танк Т34 ушел под воду.
Он свернул с намороженной переправы и бревен, и попал в полынью.
Интересна дальнейшая судьба этого танка".
4 декабря 1941 г. при переправе через канал Москва - Волга затонул танк 2-го танкового батальона 8-й (3-й гвардейской) танковой бригады (ЦАМО РФ. Ф 3067. Оп. 1. Д. 24. Л. 9).
См. http://zima1941.ru/articles/2018_11_12_Tank.pdf или сайт "Память народа"
Он свернул с намороженной переправы и бревен, и попал в полынью.
Интересна дальнейшая судьба этого танка".
4 декабря 1941 г. при переправе через канал Москва - Волга затонул танк 2-го танкового батальона 8-й (3-й гвардейской) танковой бригады (ЦАМО РФ. Ф 3067. Оп. 1. Д. 24. Л. 9).
См. http://zima1941.ru/articles/2018_11_12_Tank.pdf или сайт "Память народа"
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
20 декабря 1941 года с аэродрома Борки на разведку боем в районе Лотошино, Теряева Слобода взлетели два штурмовика ИЛ-2 из 503-го штурмового авиаполка. В 41-м на этих машинах ещё не было второго члена экипажа - стрелка с пулемётом, прикрывающего самолёт сзади. Ведущим летел старший лейтенант Морковцев Степан Харитонович, будущий генерал, Герой Советского Союза. Ведомым - молотой неопытный пилот - младший лейтенант Меньшенин Владимир Александрович.
Меньшенин с задания не вернулся. Морковцев два раза, пока не стало темнеть, летал на поиск пропавшего Меньшенина, но безуспешно. Потом, вероятно какие-то наземные службы, сообщили, что Меньшенин потерпел катастрофу в районе поселка Большая Волга. Самолёт сгорел. Лётчик погиб. Официальная причина - при полёте к цели отказал мотор. Место захоронения: "В лесу у дер. Б.Волги Калининской области". Это название "деревня" привело к тому, что в наши дни фамилия Меньшенина увековечена на памятнике в другом районе Калининской (Тверской) области - под Селижарово. Там в верховьях Волги есть деревня Большая Волга. Но 503-й авиаполк в район Селижарово не летал. В конце декабря, взлетая из Борков, экипажи наносили удары по врагу к югу от Волжского водохранилища в районе Клина, Теряевой Слободы, Лотошино. Маршруты их полётов как раз проходили над нашей Большой Волгой.
Меньшенин с задания не вернулся. Морковцев два раза, пока не стало темнеть, летал на поиск пропавшего Меньшенина, но безуспешно. Потом, вероятно какие-то наземные службы, сообщили, что Меньшенин потерпел катастрофу в районе поселка Большая Волга. Самолёт сгорел. Лётчик погиб. Официальная причина - при полёте к цели отказал мотор. Место захоронения: "В лесу у дер. Б.Волги Калининской области". Это название "деревня" привело к тому, что в наши дни фамилия Меньшенина увековечена на памятнике в другом районе Калининской (Тверской) области - под Селижарово. Там в верховьях Волги есть деревня Большая Волга. Но 503-й авиаполк в район Селижарово не летал. В конце декабря, взлетая из Борков, экипажи наносили удары по врагу к югу от Волжского водохранилища в районе Клина, Теряевой Слободы, Лотошино. Маршруты их полётов как раз проходили над нашей Большой Волгой.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Из тех же архивов известно, что его достали спустя два или три дня. По всей видимости, подняли водолазы канала Москва-Волга, для которых подобная работа не в новинку уже тогда была.ВК писал(а):"При переправе через Ситмеш, как рассказывают, один танк Т34 ушел под воду.
Он свернул с намороженной переправы и бревен, и попал в полынью.
Интересна дальнейшая судьба этого танка".
4 декабря 1941 г. при переправе через канал Москва - Волга затонул танк 2-го танкового батальона 8-й (3-й гвардейской) танковой бригады (ЦАМО РФ. Ф 3067. Оп. 1. Д. 24. Л. 9).
См. http://zima1941.ru/articles/2018_11_12_Tank.pdf или сайт "Память народа"
Вот только, думаю, это разные танки. Ситмеш или Ситмеж - это правый приток Волги в районе деревни Притыкино, но что бы в нем утонуть зимой 1941 надо быть крупным идиотом и вредителем - там на выходе из деревни глубина по колено, а с учетом морозов 1941 года думаю он до дна промерз.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Ни останков самолета не нашли, ни фактическое место захоронения неизвестны?leonid4 писал(а):20 декабря 1941 года с аэродрома Борки на разведку боем в районе Лотошино, Теряева Слобода взлетели два штурмовика ИЛ-2 из 503-го штурмового авиаполка. В 41-м на этих машинах ещё не было второго члена экипажа - стрелка с пулемётом, прикрывающего самолёт сзади. Ведущим летел старший лейтенант Морковцев Степан Харитонович, будущий генерал, Герой Советского Союза. Ведомым - молотой неопытный пилот - младший лейтенант Меньшенин Владимир Александрович.
Меньшенин с задания не вернулся. Морковцев два раза, пока не стало темнеть, летал на поиск пропавшего Меньшенина, но безуспешно. Потом, вероятно какие-то наземные службы, сообщили, что Меньшенин потерпел катастрофу в районе поселка Большая Волга. Самолёт сгорел. Лётчик погиб. Официальная причина - при полёте к цели отказал мотор. Место захоронения: "В лесу у дер. Б.Волги Калининской области". Это название "деревня" привело к тому, что в наши дни фамилия Меньшенина увековечена на памятнике в другом районе Калининской (Тверской) области - под Селижарово. Там в верховьях Волги есть деревня Большая Волга. Но 503-й авиаполк в район Селижарово не летал. В конце декабря, взлетая из Борков, экипажи наносили удары по врагу к югу от Волжского водохранилища в районе Клина, Теряевой Слободы, Лотошино. Маршруты их полётов как раз проходили над нашей Большой Волгой.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Я на другом форуме уже выдвигал версию. Повторю здесь. Добавлю лишь, что это ничем не подтверждено.maks., писал(а):Ни останков самолета не нашли, ни фактическое место захоронения неизвестны?
Думаю, что самолёт мог упасть на месте, где в будущем возникла одна из площадок ОИЯИ. В ходе строительства следы катастрофы исчезли. Если бы место падения было где-то с другой строны забора, то остатки самолёта дожили бы до 60-70-х годов . Эти места после образования города активно посещались и посещаются людьми. Какие-то слухи обязательно бы дошли до наших дней.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Мне бабушка рассказывала, что во время войны самолет упал в озеро на БВ. Но я тогда не уточнил в какое - Лебяжье, в Парке семейного отдыха или Керосинка. Лебяжье вряд ли, бабушка говорила, отложилось в памяти, что это было где-то совсем близко к домамleonid4 писал(а):Я на другом форуме уже выдвигал версию. Повторю здесь. Добавлю лишь, что это ничем не подтверждено.maks., писал(а):Ни останков самолета не нашли, ни фактическое место захоронения неизвестны?
Думаю, что самолёт мог упасть на месте, где в будущем возникла одна из площадок ОИЯИ. В ходе строительства следы катастрофы исчезли. Если бы место падения было где-то с другой строны забора, то остатки самолёта дожили бы до 60-70-х годов . Эти места после образования города активно посещались и посещаются людьми. Какие-то слухи обязательно бы дошли до наших дней.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
В случае с самолётом Меньшенина речь, в немногоих всплывших документах, идёт о лесе. Кроме того, говорится, что самолёт сгорел.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Есть интересная версия:leonid4 писал(а):Я на другом форуме уже выдвигал версию. Повторю здесь. Добавлю лишь, что это ничем не подтверждено.maks., писал(а):Ни останков самолета не нашли, ни фактическое место захоронения неизвестны?
Думаю, что самолёт мог упасть на месте, где в будущем возникла одна из площадок ОИЯИ. В ходе строительства следы катастрофы исчезли. Если бы место падения было где-то с другой строны забора, то остатки самолёта дожили бы до 60-70-х годов . Эти места после образования города активно посещались и посещаются людьми. Какие-то слухи обязательно бы дошли до наших дней.
Самолет упал вблизи деревни, сгорел и был размародерен аборигенами. Там, после пожара, не особо много остаться должно - бронекабина и крыльевые закладные. Могли сразу и в фонд обороны сдать - тут это было налажено (ВРГС тысячами тонн железо сдавал оставшееся после строительства).
Однако вопрос увековечивания под Селижарово смущает - просто взяли и поставили памятник, ни останков, ни рассказов местных жителей, ни предполагаемого места падения?
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Смущает и потому, что в интернете кое-где написано "перезахоронен в братской могиле д. Захарово Селижаровского р-на", и потому, что от Селижарово до Дубны километров 250, неблизко.Гидр писал(а):Однако вопрос увековечивания под Селижарово смущает - просто взяли и поставили памятник, ни останков, ни рассказов местных жителей, ни предполагаемого места падения?
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Сказочники. 503ШАП никогда в Борках не базировался. с 7.9.41 503ШАП базировался на аэродроме Плетневка. Сеща, Брянская область. См журналы БД. С октября 1941 в Борках базировалась 46АД в составе 150СБП и 180ИАП Журналы БД найдете сами. Хоть у МО, хоть у памяти народа
Картинки кликабельны
Картинки кликабельны
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Посмотрите 14.12.1941, там "произвести перелет Талдом-Борки".GFO писал(а):Сказочники. 503ШАП никогда в Борках не базировался.
Вы серьезно советуете это leonid4, проделавшему колоссальную работу?GFO писал(а):Журналы БД найдете сами. Хоть у МО, хоть у памяти народа
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Для наглядности схема боевых действий 503-го авиаполка.
Сначала они летали с аэродрома Гари под Талдомом, потом перебазировались в Борки, а затем, когда фронт сдвинулся на запад, с аэродрома под Калинином (Тверь).
Сначала они летали с аэродрома Гари под Талдомом, потом перебазировались в Борки, а затем, когда фронт сдвинулся на запад, с аэродрома под Калинином (Тверь).
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Могло быть и так.Гидр писал(а):Есть интересная версия:
Самолет упал вблизи деревни, сгорел и был размародерен аборигенами. Там, после пожара, не особо много остаться должно - бронекабина и крыльевые закладные. Могли сразу и в фонд обороны сдать - тут это было налажено (ВРГС тысячами тонн железо сдавал оставшееся после строительства).
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Виновен не посмотрел. 5 самолетов из 20 за 3 мес боев, при двух не боевых потерях. Нехило так. Поэтому я о том что они базировались в Борках нифига и не встречал. Вопрос еще более интересный, а что это за аэродром Талдом, из которого до Борков лететь 10 мин. Уж не запрудненские Гари?maks., писал(а):Посмотрите 14.12.1941, там "произвести перелет Талдом-Борки".GFO писал(а):Сказочники. 503ШАП никогда в Борках не базировался.
Вы серьезно советуете это leonid4, проделавшему колоссальную работу?GFO писал(а):Журналы БД найдете сами. Хоть у МО, хоть у памяти народа
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Село Гари где был аэродром это теперь ул. Советская в Запруднеleonid4 писал(а):
Сначала они летали с аэродрома Гари под Талдомом, потом перебазировались в Борки, а затем, когда фронт сдвинулся на запад, с аэродрома под Калинином (Тверь).
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
Я, к сожалению, про эти Гари ничего не могу сказать. Получается, что аэродром Талдом и Гари - одно и тоже место.
Re: 70 лет назад. Дубна и война.
В NARA надо поковырять. Там есть аэрофотосьемка люфтваффе. Ибо этот район фрицы утюжили разведкой хорошо.
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль