Про Александровку. Опять-таки из статьи Игоря Даченкова (
http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... idparent=2):
«После смерти мужа князя Сергея Сергеевича Вяземского в 1847 году вдова Елизавета Ростиславовна решила поделить семейное наследство (земельные владения) между детьми. От их брака остались два сына и дочь. Старшему, князю Александру Сергеевича (родился в 1806 году), в числе прочих досталась и часть имения в Тверской губернии – село Городище. Раздел наследства произошел в 1851 году. Как мы можем видеть, Александр Сергеевич, будучи человеком инициативным и энергичным, получив во владение родовое имение, приступил к активной деятельности по его обустройству. Именно тогда по причине неудобного расположения (заболоченность и неплодородие почв, угроза затопления во время весенних разливов Волги), по его инициативе деревня Ратмино была перенесена от Волги к реке Дубне (нынешняя Александровка – одна версий названия – по имени князя-благоустроителя). А название «Ратмино» постепенно перешло на соседнее село Городище».
«Известно, что село Городище в конце XIX – начале XX века являлось административно-религиозным центром локального значения – было центром местного прихода. В 1915 г. к приходу церкви Похвалы Пресвятой Богородице относились деревни Ратмино (Александровка) – 50 дворов, 163 мужчины и 152 женщины; Козлаки (Козлиха) – 9 дворов, 28 мужчин и 33 женщины. Кроме названных деревень, к приходу церкви также были прикреплены деревни Иваньково (Иванькова), Пекуново (Пекуновка), Притыкино. Всего прихожан числилось 1218 мужчин и 1315 женщин. В селе с 1887 года действовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой обучалось около 50 человек. <…> Материалы по Корчевскому земству Тверской губернии сообщают, что наряду с церковно-приходской школой в селе работало и земское училище, где местную молодежь обучали ремесленным специальностям.»
А об истории Подберезья пишет в своей статье «Подберезье: век двадцатый» Людмила Крючкова (
http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... dparent=24):
Подберезье исстари являлось большим селом, образовавшимся еще в средние века на трактовом пути: вверх дорога шла на село Федоровское и Корчеву, вниз на Кимры. Поэтому поселение изначально занимало очень выгодное географическое положение, поскольку располагалось на большом «волжском тракте» Кашинского уезда.
В начале двадцатого века в административно-территориальном отношении Подберезье входило в состав Ларцевской волости Корчевского уезда Тверской губернии.
Любопытно, что по преданию село первоначально располагалось на правом берегу Волги в районе деревни Иваньково, а его сельскохозяйственные угодья были на левом ее берегу. Но так как случались большие половодья, то поля, угодья и сама деревня заливалась Волгой. Поэтому в дальнейшем решили перенести деревню к березовой роще, подальше от волжской поймы к левому берегу, там, где было повыше.
Пойма получила в местном обиходе название «Высокая Грива», которая была по рассказам старожилов излюбленным местом охоты помещика Мамонтова. Усадьба помещика, вместе с винокуренным заводом, находились в соседнем селе Пекуново. Деревенские не очень любили появляться в этих местах, чтобы не встретиться с управляющим Мамонтова на помещичьих угодьях.
Село Подберезье было большое, насчитывало до 200 дворов. Дома делали крепкими, справными, с ажурными наличниками, богатыми крыльцами, много домов было «пятистенок» (с прирубами). До сих пор остались на некоторых из них затейливые медные ручки, красивые ворота, фигурные коньки на крышах крестьянских изб. А все благодаря сапожному промыслу, бытовавшему в этих местах. Обувщики-кустари заселяли дома в Подберезье. Допоздна стучали молоточки сапожных дел мастеров, иногда до утренней зари горели керосиновые лампы, а то и лучина, чтобы успеть рано утром отвезти очередную партию сделанных штиблетов и бареток, как называли подберезцы мужскую и женскую обувь на кимрский или московский рынок. Говорят, что подберезская обувь в первопрестольной раскупалась даже охотнее, чем кимрская. Местные умельцы славились тем, что делали свою обувь изящнее, не боялись комбинировать 2-3 цвета кожи.
Известны и более продвинутые версии указанных названий. Так, например, великий дубненский краевед Ялерпа Еовреп в своем бессмертном произведении «Несколько малоизвестных фактов из истории Дубны и ее окрестностей» повествует:
Деревня Козлаки.
В летописи Спасокукоцкого монастыря III изв. можно также обнаружить сведения о происхождении местных топонимов. Так, деревня Козлаки до границы 1580-х годов носила название «Сестрище», а нынешнее название получила после того, как местные края посетил московский думный дьяк Прохор Петров, прозвищем Остолоп, который письменно охарактеризовал поведение местного таможенного населения словами «Казаки злы козлы аки», впоследствии трансформировавшегося в «Козлаки».
Деревня Юркино.
В отличие от всех остальных населенных пунктов, которые якобы заложил Юрий Долгорукий, у деревни Юркино этот факт неоспоримо доказывается свидетельством Спасокукоцкой летописи. Как следует из нее, этот населенный пункт князь заложил самым первым, будучи четырех с половиной лет от роду. Его братья «…нарекоша деревню сю Юркиною».
Село Александровка.
По версии профессора Судницина, село Александровка названо в честь Александра Македонского, который в IV веке до н.э. «стояши тут на зимовке по дороге в Месопотамию. От названия Македония жители села наотрез отказались, заявив, что «македоний энтих и без нашей хоть пруд пруди».
А о том, что же представляет собой указанная Спасокукоцкая летопись третьего извода – основной источник по древней истории Дубненского края, как связан пик Тяпкина с ханом Батыем и как из Большой Волги попасть на затопленную подводную лодку – обо всем этом можно прочитать в оригинале сего замечательного произведения -
http://nasledie.dubna.ru/itemprint.asp?iditem=337.