Выложено несколько фрагментов аэрофотоснимков 1942 года разных участков территории Дубны и дана ссылка для скачивания одного из снимков - с плотиной, Большой Волгой, заводом.История Дубны в архивах Люфтваффе
Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» начинает обработку материалов германской разведывательной аэрофотосъемки территории современной Дубны, осуществлявшейся в годы Великой Отечественной войны
Архив с материалами авиационных разведок Люфтваффе после Победы был захвачен американскими войсками и вывезен в США. В настоящее время в Национальном архиве исторической документации США хранятся аэрофотоснимки, полученные в ходе как минимум пятнадцати разведывательных вылетов над нашей территорий, осуществленных Люфтваффе в 1941-1944 гг.
На днях нам удалось получить первые аэрофотоснимки из этого архивы. Они представляют собой чрезвычайно ценный исторический источник, позволяющий достоверно реконструировать историю будущей Дубны в военные годы. На аэрофотоснимках видны дома и дороги населенных пунктов Большая Волга, Подберезье, Ново-Иваньково, Александровка, Ратмино, Пекуново; сооружения Волжского гидроузла; корпуса «тридцатки» – будущего Дубненского машиностроительного завода. Хорошо видны оборонительные позиции советских войск, сооруженные в 1941 г. по берегам реки Волги и канала Москва-Волга. Снимки даже позволяют получить новую информацию об археологических памятниках Дубны, которые в том время находились в существенно лучшем состоянии, чем в наши дни.В числе совершенно новой исторической информации, которой раньше не располагали дубненские историки, мы получили, в частности, вид сверху на комплекс строений бывшей усадьбы И.Н. Мамонтова в Пекуново. Также на оконечности Ратминской стрелки, которая к настоящему времени давно уже смыта Волгой, четко прослеживается достаточно крупное, вытянутое углубление – судя по всему, это заплывший ров древнерусской крепости Дубна, лишь крайне незначительный участок которого сохранился до настоящего времени.
Аэрофотоснимки получены Дубненским фондом «Наследие» из Национального архива исторической документации США (U.S. National Archives and Records Administration), благодаря сотрудничеству с AMVAS (http://rkkaww2.armchairgeneral.com/). Первичную информацию по проекту фонду «Наследие» предоставил Леонид Четвериков. Электронные версии карт 1941 г., использующихся при обработке аэрофотоснимков, получены от постоянного участника форума Dubna.ru Филимона Кукуева. <...>
Аэрофотоснимок 21 сентября 1942 г. серии 10-274 №14 с изображением Волжского гидроузла, Большой Волги и Иваньково можно скачать здесь.
История Дубны в архивах Люфтваффе
История Дубны в архивах Люфтваффе
Отсюда: http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... iditem=693
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..losharik писал(а):История Дубны в архивах Люфтваффе (немецкая разведывательная аэрофотосъемка территории современной Дубны в годы Великой Отечественной войны)
Проект BRW закрыт.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Если бы бомбежка что-то решала, то конечно разбомбили бы. Вообще-то плотину должны были взорвать наши при отступлении. Так было с Днепрогесом, в общем, правило такое - плотины взрывают при отступлении.BRW писал(а):Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Путин, чеченцы, ФСБ.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Как я понимаю - у бомбардировочной авиации того времени была очень маленькая точность попадания. Разведчик летит один, на большой высоте - часто на очень большой высоте. Антуан де Сент-Экзюпери в «Военном летчике» описывает, как они летали на разведку над немецкими позициями на 10 тысячах метров, вели аэрофотосъемку - зенитки до них недостреливали, немецким истребителям нужно было время, чтобы забраться на такую высоту - пока они заберутся, разведчик старался уйти от них в сторону солнца и потеряться. А бомбардировщик с такой высоты не имеет никаких шансов попасть в плотину.
Так что, в то время, при той точности бомбометания и при наличии противовоздушной обороны (а она здесь была, и это хорошо известно) уничтожить такой объект как плотина очень и очень непросто, слава Богу :)
Я читал, как во время войны бомбардировочная авиация пыталась разбомбить какой-то стратегический мост – это были десятки вылетов бомбардировщиков, десятки самолетов в каждом вылете, каждый раз теряли самолеты, сбитыми от огня зениток, от истребителей – а в мост попасть так и не смогли.
Так что, в то время, при той точности бомбометания и при наличии противовоздушной обороны (а она здесь была, и это хорошо известно) уничтожить такой объект как плотина очень и очень непросто, слава Богу :)
Я читал, как во время войны бомбардировочная авиация пыталась разбомбить какой-то стратегический мост – это были десятки вылетов бомбардировщиков, десятки самолетов в каждом вылете, каждый раз теряли самолеты, сбитыми от огня зениток, от истребителей – а в мост попасть так и не смогли.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Над Кимрами Люфтваффе тоже кружили.
Аэрофотосъемка 5.10.1941
http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/ite ... temid=6885
http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/ite ... temid=2083
Аэрофотосъемка 5.10.1941
http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/ite ... temid=6885
http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/ite ... temid=2083
dubna-inform.ru
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Верхняя улица это современная Центральная, слева - Октябрьская, справа - Ленина
В детстве слышал, что в торец одного из домов в этом квартале попала бомба. Если приглядеться , то выше здания в виде перевернутой буквы "Т" видена черная точка окруженная светлым кольцом. Вроде сильно смахивает на воронку от бомбы?
В детстве слышал, что в торец одного из домов в этом квартале попала бомба. Если приглядеться , то выше здания в виде перевернутой буквы "Т" видена черная точка окруженная светлым кольцом. Вроде сильно смахивает на воронку от бомбы?
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Спасибо! Очень интересно было почитать, посмотреть
- Офросим Панкратьев
- Сообщения: 207
- Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Я в детстве слышал такой рассказ : немцы хотели торпедировать плотину с торпедоносцев, и металлические сетки, сделанные из колец диаметром около 25 см, которые кое-где можно обнаружить на камнях возле плотины - это остатки противоторпедных сетей.BRW писал(а):Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Ручаюсь только за достоверность того, что слышал это.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Сам факт того, что немецкие самолеты-разведчики фотографировали нашу местность 1944 году говорит о том, что они не исключали возможность налета на плотину даже в конце войны. Предположив что подобное планировалось и на других гидроэлектростанциях - Углич, Рыбинск и т.д., можно думать, что немцы расчитывали резко снизить выработку электроэнергии в СССР.
- Офросим Панкратьев
- Сообщения: 207
- Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Что касается ГЭС на Б.В. , то её мощность всего 2х16 МВт (это при полной мощности в максимальный паводок) - т.е. капля в море. Но у Мос.моря другое стратегическое значение - круглогодичное снабжение Москвы питьевой и прочей водой из Волги. Плюс в навигацию - подвоз баржами всяких объёмных грузов.leonid4 писал(а): немцы расчитывали резко снизить выработку электроэнергии в СССР.
Если немцы к лету 42-го уже отчаялись взять Москву, то вполне могли запланировать уничтожение.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Хм, я всегда считал что это сетка от сползания\размытия берега.Офросим Панкратьев писал(а): металлические сетки, сделанные из колец диаметром около 25 см, которые кое-где можно обнаружить на камнях возле плотины - это остатки противоторпедных сетей.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Я тоже видел в какой то книге 30-х годов разрез дамбы, где ряды глины, камней прокладывались металическими сетями от расползания. Но ведь в те времена все стремились делать двойного назначения. Кастрюльная фабрика, за несколько дней могла начать выпускать мины, а технологические сети для укрепления плотины могли в один момент стать и противоторпедными.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Мы не знаем схему перераспределения энергии в тот период. Для страны в целом наша ГЭС капля, а для пары-тройки московских заводов может основной поставщик. Встанет какой-нибудь подшипниковый завод и все танки не поедут.Офросим Панкратьев писал(а):Что касается ГЭС на Б.В. , то её мощность всего 2х16 МВт (это при полной мощности в максимальный паводок) - т.е. капля в море. Но у Мос.моря другое стратегическое значение - круглогодичное снабжение Москвы питьевой и прочей водой из Волги. Плюс в навигацию - подвоз баржами всяких объёмных грузов.leonid4 писал(а): немцы расчитывали резко снизить выработку электроэнергии в СССР.
Если немцы к лету 42-го уже отчаялись взять Москву, то вполне могли запланировать уничтожение.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Мощность ГЭС потребляется самим каналом для насосов.
Тогда не было Конаковской ГРЭС.
Тогда не было Конаковской ГРЭС.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Кстати, вода нужна и для промышленности.
Металлургия в Москве была... Завод имени Владимира Ильича (бывш. Михельсона на Дубининской)
у Москвы реки.
Металлургия в Москве была... Завод имени Владимира Ильича (бывш. Михельсона на Дубининской)
у Москвы реки.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Выжимка из книги "Асы люфтваффе, бомрадировочная авиация" Михаил Зефиров.
После Сталинграда промышленные круги Третьего рейха, понимая, что война приняла затяжной характер, стали настаивать, что бы авиация сконцентрировалась на ударах по ключевым обектам военной промышленности СССР. В июне 1943 года для определения таких целей была образована специальная комиссия. Ее заключение: "...естьтолько один тип целей, которые мы можем разрушить нашими небольшими силами. Это советские электростанции на Урале, в районе Москвы, Рыбинска и Горького". Тянучка шла до начала 1945 года. В начале марта 1945 года был готов план "Железный молот" - уничтожение 30 тепло- и гидроэлектростанций, расположенных вокруг Москвы. Предполагалось использовать 100 комплексов "Мистел", а также около 150 "патфиндеров". В течении февраля шли интенсивные тренировки пилотов. Были созданы макеты целей. Пилоты прошли спецкурсы русского языка и тренировки по выживанию на вражеской территории. Всем им были выданы подробнейшие карты, АЭРОФОТОСНИМКИ районов целей, фальшивые рубли и т.д.
Каждый пилот уничтоживший свою цель должен был получит Рыцарский крест.
Наверное ни одна операция Люфтвапффе не готовилась так тщательно. Однако приказ о ее начале так и не поступил. Относительно причин отказа есть много теорий.
Комплексы "Мистель" в итоге были использованы для атак переправ через Одер, а также мосты и переправы в ближайшем тылу русских войск.
После Сталинграда промышленные круги Третьего рейха, понимая, что война приняла затяжной характер, стали настаивать, что бы авиация сконцентрировалась на ударах по ключевым обектам военной промышленности СССР. В июне 1943 года для определения таких целей была образована специальная комиссия. Ее заключение: "...естьтолько один тип целей, которые мы можем разрушить нашими небольшими силами. Это советские электростанции на Урале, в районе Москвы, Рыбинска и Горького". Тянучка шла до начала 1945 года. В начале марта 1945 года был готов план "Железный молот" - уничтожение 30 тепло- и гидроэлектростанций, расположенных вокруг Москвы. Предполагалось использовать 100 комплексов "Мистел", а также около 150 "патфиндеров". В течении февраля шли интенсивные тренировки пилотов. Были созданы макеты целей. Пилоты прошли спецкурсы русского языка и тренировки по выживанию на вражеской территории. Всем им были выданы подробнейшие карты, АЭРОФОТОСНИМКИ районов целей, фальшивые рубли и т.д.
Каждый пилот уничтоживший свою цель должен был получит Рыцарский крест.
Наверное ни одна операция Люфтвапффе не готовилась так тщательно. Однако приказ о ее начале так и не поступил. Относительно причин отказа есть много теорий.
Комплексы "Мистель" в итоге были использованы для атак переправ через Одер, а также мосты и переправы в ближайшем тылу русских войск.
- Офросим Панкратьев
- Сообщения: 207
- Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Но только в паводок. Летом и зимой ГЭС почти не работает - воды нет.anbud писал(а):Мощность ГЭС потребляется самим каналом для насосов.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Увеличте соответствующий участок немецкой аэрофотосъемки. Там видно, что ГЭС работает на полную катушку. Дата снимка 21 сентября.
- Офросим Панкратьев
- Сообщения: 207
- Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Офросим Панкратьев писал(а):Летом и зимой ГЭС почти не работает - воды нет.
)leonid4 писал(а):Дата снимка 21 сентября.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
Немножно апну тему
На досуге сделал любопытный сервис: интеграцию этой аэрофотосъемки и спутниковых карт (на основе Яндекс.Карт). Теперь можно в любой момент переключиться с дубны 1942 года на дубну 2010: http://vdubne.info/dubna-1942
P.S. Сам сайт пока не оценивайте, он еще сырой и в разработке.
На досуге сделал любопытный сервис: интеграцию этой аэрофотосъемки и спутниковых карт (на основе Яндекс.Карт). Теперь можно в любой момент переключиться с дубны 1942 года на дубну 2010: http://vdubne.info/dubna-1942
P.S. Сам сайт пока не оценивайте, он еще сырой и в разработке.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
От "Наследия" немецкие аэрофотоснимки (правда не в самом лучшем разрешении) как-то попали к этим ребятам... Они склеили почти полную карту нашей округи...
http://wwii.sasgis.ru/tag/dubna/
http://wwii.sasgis.ru/tag/dubna/
- Filimon Кykyev
- Сообщения: 15458
- Зарегистрирован: 18 апр 2008, 22:15
- Откуда: БВ-ЛБ
- Контактная информация:
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
НеплохоBSemen писал(а):На досуге сделал любопытный сервис: интеграцию этой аэрофотосъемки и спутниковых карт (на основе Яндекс.Карт). Теперь можно в любой момент переключиться с дубны 1942 года на дубну 2010: http://vdubne.info/dubna-1942.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
так было бы в том лишь случае, если бы сдали москву.dmitry120 писал(а):Если бы бомбежка что-то решала, то конечно разбомбили бы. Вообще-то плотину должны были взорвать наши при отступлении. Так было с Днепрогесом, в общем, правило такое - плотины взрывают при отступлении.BRW писал(а):Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Иначе при взрыве плотины Москва осталась бы без воды.
Re: История Дубны в архивах Люфтваффе
привет, ...
Я всегда думал, что это сетка из раздвижных / распространение на море.
Я всегда думал, что это сетка из раздвижных / распространение на море.
heidy