История Дубны в архивах Люфтваффе

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Фарзой
Сообщения: 3122
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 12:09
Откуда: Дубна - Челябинск

История Дубны в архивах Люфтваффе

#1 Сообщение Фарзой » 10 май 2010, 13:13

Отсюда: http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... iditem=693
История Дубны в архивах Люфтваффе

Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» начинает обработку материалов германской разведывательной аэрофотосъемки территории современной Дубны, осуществлявшейся в годы Великой Отечественной войны

Архив с материалами авиационных разведок Люфтваффе после Победы был захвачен американскими войсками и вывезен в США. В настоящее время в Национальном архиве исторической документации США хранятся аэрофотоснимки, полученные в ходе как минимум пятнадцати разведывательных вылетов над нашей территорий, осуществленных Люфтваффе в 1941-1944 гг.

На днях нам удалось получить первые аэрофотоснимки из этого архивы. Они представляют собой чрезвычайно ценный исторический источник, позволяющий достоверно реконструировать историю будущей Дубны в военные годы. На аэрофотоснимках видны дома и дороги населенных пунктов Большая Волга, Подберезье, Ново-Иваньково, Александровка, Ратмино, Пекуново; сооружения Волжского гидроузла; корпуса «тридцатки» – будущего Дубненского машиностроительного завода. Хорошо видны оборонительные позиции советских войск, сооруженные в 1941 г. по берегам реки Волги и канала Москва-Волга. Снимки даже позволяют получить новую информацию об археологических памятниках Дубны, которые в том время находились в существенно лучшем состоянии, чем в наши дни.В числе совершенно новой исторической информации, которой раньше не располагали дубненские историки, мы получили, в частности, вид сверху на комплекс строений бывшей усадьбы И.Н. Мамонтова в Пекуново. Также на оконечности Ратминской стрелки, которая к настоящему времени давно уже смыта Волгой, четко прослеживается достаточно крупное, вытянутое углубление – судя по всему, это заплывший ров древнерусской крепости Дубна, лишь крайне незначительный участок которого сохранился до настоящего времени.

Аэрофотоснимки получены Дубненским фондом «Наследие» из Национального архива исторической документации США (U.S. National Archives and Records Administration), благодаря сотрудничеству с AMVAS (http://rkkaww2.armchairgeneral.com/). Первичную информацию по проекту фонду «Наследие» предоставил Леонид Четвериков. Электронные версии карт 1941 г., использующихся при обработке аэрофотоснимков, получены от постоянного участника форума Dubna.ru Филимона Кукуева. <...>

Аэрофотоснимок 21 сентября 1942 г. серии 10-274 №14 с изображением Волжского гидроузла, Большой Волги и Иваньково можно скачать здесь.
Выложено несколько фрагментов аэрофотоснимков 1942 года разных участков территории Дубны и дана ссылка для скачивания одного из снимков - с плотиной, Большой Волгой, заводом.

Аватара пользователя
BRW
Сообщения: 1780
Зарегистрирован: 31 май 2008, 19:29

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#2 Сообщение BRW » 10 май 2010, 13:55

losharik писал(а):История Дубны в архивах Люфтваффе (немецкая разведывательная аэрофотосъемка территории современной Дубны в годы Великой Отечественной войны)
Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Проект BRW закрыт.

dmitry120
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 04 июл 2009, 22:03

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#3 Сообщение dmitry120 » 10 май 2010, 14:22

BRW писал(а):Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Если бы бомбежка что-то решала, то конечно разбомбили бы. Вообще-то плотину должны были взорвать наши при отступлении. Так было с Днепрогесом, в общем, правило такое - плотины взрывают при отступлении.
Путин, чеченцы, ФСБ.

Аватара пользователя
Фарзой
Сообщения: 3122
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 12:09
Откуда: Дубна - Челябинск

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#4 Сообщение Фарзой » 10 май 2010, 15:32

Как я понимаю - у бомбардировочной авиации того времени была очень маленькая точность попадания. Разведчик летит один, на большой высоте - часто на очень большой высоте. Антуан де Сент-Экзюпери в «Военном летчике» описывает, как они летали на разведку над немецкими позициями на 10 тысячах метров, вели аэрофотосъемку - зенитки до них недостреливали, немецким истребителям нужно было время, чтобы забраться на такую высоту - пока они заберутся, разведчик старался уйти от них в сторону солнца и потеряться. А бомбардировщик с такой высоты не имеет никаких шансов попасть в плотину.
Так что, в то время, при той точности бомбометания и при наличии противовоздушной обороны (а она здесь была, и это хорошо известно) уничтожить такой объект как плотина очень и очень непросто, слава Богу :)
Я читал, как во время войны бомбардировочная авиация пыталась разбомбить какой-то стратегический мост – это были десятки вылетов бомбардировщиков, десятки самолетов в каждом вылете, каждый раз теряли самолеты, сбитыми от огня зениток, от истребителей – а в мост попасть так и не смогли.

Аватара пользователя
BRW
Сообщения: 1780
Зарегистрирован: 31 май 2008, 19:29

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#5 Сообщение BRW » 10 май 2010, 19:27

Фарзой
:good:
Проект BRW закрыт.

Аватара пользователя
losharik
Сообщения: 12920
Зарегистрирован: 28 апр 2009, 21:22
Контактная информация:

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#6 Сообщение losharik » 10 май 2010, 22:55

Над Кимрами Люфтваффе тоже кружили.
Аэрофотосъемка 5.10.1941
http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/ite ... temid=6885
http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/ite ... temid=2083
dubna-inform.ru

leonid4
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: 11 май 2010, 20:08

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#7 Сообщение leonid4 » 11 май 2010, 20:20

Верхняя улица это современная Центральная, слева - Октябрьская, справа - Ленина

Изображение

В детстве слышал, что в торец одного из домов в этом квартале попала бомба. Если приглядеться , то выше здания в виде перевернутой буквы "Т" видена черная точка окруженная светлым кольцом. Вроде сильно смахивает на воронку от бомбы?

Missi
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 09 авг 2008, 13:13

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#8 Сообщение Missi » 12 май 2010, 00:57

Спасибо! Очень интересно было почитать, посмотреть :good:

Аватара пользователя
Офросим Панкратьев
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#9 Сообщение Офросим Панкратьев » 12 май 2010, 12:47

BRW писал(а):Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Я в детстве слышал такой рассказ : немцы хотели торпедировать плотину с торпедоносцев, и металлические сетки, сделанные из колец диаметром около 25 см, которые кое-где можно обнаружить на камнях возле плотины - это остатки противоторпедных сетей.
Ручаюсь только за достоверность того, что слышал это.

leonid4
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: 11 май 2010, 20:08

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#10 Сообщение leonid4 » 12 май 2010, 13:45

Сам факт того, что немецкие самолеты-разведчики фотографировали нашу местность 1944 году говорит о том, что они не исключали возможность налета на плотину даже в конце войны. Предположив что подобное планировалось и на других гидроэлектростанциях - Углич, Рыбинск и т.д., можно думать, что немцы расчитывали резко снизить выработку электроэнергии в СССР.

Аватара пользователя
Офросим Панкратьев
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#11 Сообщение Офросим Панкратьев » 12 май 2010, 14:48

leonid4 писал(а): немцы расчитывали резко снизить выработку электроэнергии в СССР.
Что касается ГЭС на Б.В. , то её мощность всего 2х16 МВт (это при полной мощности в максимальный паводок) - т.е. капля в море. Но у Мос.моря другое стратегическое значение - круглогодичное снабжение Москвы питьевой и прочей водой из Волги. Плюс в навигацию - подвоз баржами всяких объёмных грузов.
Если немцы к лету 42-го уже отчаялись взять Москву, то вполне могли запланировать уничтожение.

maxxx
Сообщения: 2951
Зарегистрирован: 10 апр 2008, 13:56

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#12 Сообщение maxxx » 12 май 2010, 16:26

Офросим Панкратьев писал(а): металлические сетки, сделанные из колец диаметром около 25 см, которые кое-где можно обнаружить на камнях возле плотины - это остатки противоторпедных сетей.
Хм, я всегда считал что это сетка от сползания\размытия берега.

leonid4
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: 11 май 2010, 20:08

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#13 Сообщение leonid4 » 12 май 2010, 16:45

Я тоже видел в какой то книге 30-х годов разрез дамбы, где ряды глины, камней прокладывались металическими сетями от расползания. Но ведь в те времена все стремились делать двойного назначения. Кастрюльная фабрика, за несколько дней могла начать выпускать мины, а технологические сети для укрепления плотины могли в один момент стать и противоторпедными.

leonid4
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: 11 май 2010, 20:08

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#14 Сообщение leonid4 » 12 май 2010, 16:49

Офросим Панкратьев писал(а):
leonid4 писал(а): немцы расчитывали резко снизить выработку электроэнергии в СССР.
Что касается ГЭС на Б.В. , то её мощность всего 2х16 МВт (это при полной мощности в максимальный паводок) - т.е. капля в море. Но у Мос.моря другое стратегическое значение - круглогодичное снабжение Москвы питьевой и прочей водой из Волги. Плюс в навигацию - подвоз баржами всяких объёмных грузов.
Если немцы к лету 42-го уже отчаялись взять Москву, то вполне могли запланировать уничтожение.
Мы не знаем схему перераспределения энергии в тот период. Для страны в целом наша ГЭС капля, а для пары-тройки московских заводов может основной поставщик. Встанет какой-нибудь подшипниковый завод и все танки не поедут.

anbud
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 21 апр 2008, 15:38

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#15 Сообщение anbud » 12 май 2010, 17:17

Мощность ГЭС потребляется самим каналом для насосов.
Тогда не было Конаковской ГРЭС.

anbud
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 21 апр 2008, 15:38

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#16 Сообщение anbud » 12 май 2010, 17:18

Кстати, вода нужна и для промышленности.

Металлургия в Москве была... Завод имени Владимира Ильича (бывш. Михельсона на Дубининской)
у Москвы реки.

leonid4
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: 11 май 2010, 20:08

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#17 Сообщение leonid4 » 12 май 2010, 17:22

Выжимка из книги "Асы люфтваффе, бомрадировочная авиация" Михаил Зефиров.

После Сталинграда промышленные круги Третьего рейха, понимая, что война приняла затяжной характер, стали настаивать, что бы авиация сконцентрировалась на ударах по ключевым обектам военной промышленности СССР. В июне 1943 года для определения таких целей была образована специальная комиссия. Ее заключение: "...естьтолько один тип целей, которые мы можем разрушить нашими небольшими силами. Это советские электростанции на Урале, в районе Москвы, Рыбинска и Горького". Тянучка шла до начала 1945 года. В начале марта 1945 года был готов план "Железный молот" - уничтожение 30 тепло- и гидроэлектростанций, расположенных вокруг Москвы. Предполагалось использовать 100 комплексов "Мистел", а также около 150 "патфиндеров". В течении февраля шли интенсивные тренировки пилотов. Были созданы макеты целей. Пилоты прошли спецкурсы русского языка и тренировки по выживанию на вражеской территории. Всем им были выданы подробнейшие карты, АЭРОФОТОСНИМКИ районов целей, фальшивые рубли и т.д.
Каждый пилот уничтоживший свою цель должен был получит Рыцарский крест.
Наверное ни одна операция Люфтвапффе не готовилась так тщательно. Однако приказ о ее начале так и не поступил. Относительно причин отказа есть много теорий.
Комплексы "Мистель" в итоге были использованы для атак переправ через Одер, а также мосты и переправы в ближайшем тылу русских войск.

Изображение

Аватара пользователя
Офросим Панкратьев
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#18 Сообщение Офросим Панкратьев » 13 май 2010, 15:28

anbud писал(а):Мощность ГЭС потребляется самим каналом для насосов.
Но только в паводок. Летом и зимой ГЭС почти не работает - воды нет.

leonid4
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: 11 май 2010, 20:08

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#19 Сообщение leonid4 » 13 май 2010, 16:44

Увеличте соответствующий участок немецкой аэрофотосъемки. Там видно, что ГЭС работает на полную катушку. Дата снимка 21 сентября.

Аватара пользователя
Офросим Панкратьев
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 24 апр 2009, 17:44

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#20 Сообщение Офросим Панкратьев » 13 май 2010, 16:50

Офросим Панкратьев писал(а):Летом и зимой ГЭС почти не работает - воды нет.
leonid4 писал(а):Дата снимка 21 сентября.
)

BSemen
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 28 янв 2009, 01:25
Откуда: Дубна, ЛБ
Контактная информация:

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#21 Сообщение BSemen » 18 июл 2010, 20:36

Немножно апну тему :smile:
На досуге сделал любопытный сервис: интеграцию этой аэрофотосъемки и спутниковых карт (на основе Яндекс.Карт). Теперь можно в любой момент переключиться с дубны 1942 года на дубну 2010: http://vdubne.info/dubna-1942

P.S. Сам сайт пока не оценивайте, он еще сырой и в разработке.

vvr2a
Сообщения: 7981
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#22 Сообщение vvr2a » 06 сен 2010, 01:31

От "Наследия" немецкие аэрофотоснимки (правда не в самом лучшем разрешении) как-то попали к этим ребятам... Они склеили почти полную карту нашей округи...
http://wwii.sasgis.ru/tag/dubna/

Аватара пользователя
Filimon Кykyev
Сообщения: 15458
Зарегистрирован: 18 апр 2008, 22:15
Откуда: БВ-ЛБ
Контактная информация:

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#23 Сообщение Filimon Кykyev » 06 сен 2010, 09:07

BSemen писал(а):На досуге сделал любопытный сервис: интеграцию этой аэрофотосъемки и спутниковых карт (на основе Яндекс.Карт). Теперь можно в любой момент переключиться с дубны 1942 года на дубну 2010: http://vdubne.info/dubna-1942.
Неплохо :smile:

Аватара пользователя
stevie
Сообщения: 12812
Зарегистрирован: 26 июн 2008, 17:25
Откуда: Наукоград Дубна

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#24 Сообщение stevie » 06 сен 2010, 09:58

dmitry120 писал(а):
BRW писал(а):Если была возможность произвести съемку и не быть сбитым,почему остался не разрушенным волжский гидроузел? Бомбардир так же мог долететь,по идее..
Если бы бомбежка что-то решала, то конечно разбомбили бы. Вообще-то плотину должны были взорвать наши при отступлении. Так было с Днепрогесом, в общем, правило такое - плотины взрывают при отступлении.
так было бы в том лишь случае, если бы сдали москву.
Иначе при взрыве плотины Москва осталась бы без воды.

heidy12
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 09:26

Re: История Дубны в архивах Люфтваффе

#25 Сообщение heidy12 » 21 янв 2011, 09:30

привет, ...
Я всегда думал, что это сетка из раздвижных / распространение на море. :D
heidy

Ответить

Вернуться в «Наша Дубна»