Комментарии к комментарию Л.Л. Зиновьевой и М.Л. Макурочкиной к статье "История Дубны: подлинная или мнимая" («Площадь Мира», № 35 от 8 сентября 2010 г., см.:
http://press.dubna-info.ru/news_full_pm.php?nid=4234). Текст Л.Л. Зиновьевой и М.Л. Макурочкиной выделен полужирным курсивом.
С первых слов статьи наших оппонентов И. Даченкова и Ф.Петрова сразу обращает на себя внимание её высокомерный тон, мол, мы обратились за поддержкой к каким-то учителям истории и безымянным докторам наук. Во-первых, названные нами учителя – это известные и уважаемые люди нашего города. Ю.Ф.Иванова – учитель истории, в своё время была директором школы №9, и она принимала участие в самых первых археологических раскопках на территории Ратмино под руководством А.В.Успенской, о чём, кстати, написал сам Даченков в своей книжке по истории дубнинского края (1998). Н.В.Неганова, учитель истории, долгое время возглавляла гороно г. Дубны. Она также принимала участие в раскопках под руководством Успенской, но в Талдомском районе. Упоминаемый нами краевед из Волоколамска Р.Волков – профессиональный историк с высшим образованием, автор нескольких замечательных документальных фильмов по истории волоколамского края.
Что касается "безымянных" докторов наук, то здесь Даченков с Петровым покривили душой, так как ещё до публикации нашей статьи в газете оба получили от нас ответ из Института российской истории РАН за подписью доктора исторических наук К.А.Аверьянова.
Упомянутая статья «История Дубны: подлинная или мнимая» начинается со слов (см.:
http://press.dubna-info.ru/archive_full.php?nid=4209):
«В 33-м (1806-м) номере газеты "Площадь Мира" от 25.08.2010г. было опубликовано открытое письмо Л.Л. Зиновьевой и М.Л. Макурочкиной, адресованное главе города Дубны В.Э. Проху. В этом письме Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие" обвиняется в фальсификации дубненской истории, заключающейся в том, что историческим предшественником современной Дубны участники фонда называют древнерусский город Дубну и тем самым необоснованно завышают возраст современной Дубны. По мнению авторов письма, "древняя и современная Дубна являются абсолютно не взаимосвязанными одноимёнными городами", "связь времен" между ними "полностью отсутствует".
В доказательство своей позиции авторы письма ссылаются на мнения двух дубненских учителей истории и ряда не названных по именам докторов исторических наук»
Простите, но где здесь «высокомерный тон»? Где здесь пренебрежение к учителям истории? Ну нет же ничего такого в этом тексте, вообще нет! И доктора наук, о которых пишут Л.Л. Зиновьева и М.Л. Макурочкина, действительно не были названы ими по именам – ведь так же?
Заметим, что сама по себе наша статья не была неожиданностью для оппонентов. После просмотра фильма одна из нас (Зиновьева Л.Л.) пришла в фонд "Наследие" и сообщила об ошибках в фильме. В конце разговора директор фонда Ф. Петров предложил в присутствии свидетелей изложить нашу позицию в газете, что и было сделано.
Да, был такой разговор в Фонде «Наследие», мы как раз делали 50-й выпуск газеты «Дубненское наследие», приходила Лариса Леонидовна, пыталась нам доказать, что камень в Ратмино нужно снести. Стороны не согласились друг с другом, но разговор был вполне корректным.
Наши оппоненты уж и не знали, к чему придраться, но в итоге всё не по делу: то титул Проха их не устроил, то несущественная придирка к словам Волкова, которые, как теперь видно, вполне адекватны ответу К.А.Аверьянова.
«Титул» Проха – это замечательно. Он у нас как – граф или герцог? А, может быть, барон?
У В.Э. Проха, слава Богу, нет никакого титула. У него есть должность – глава города. Обращаясь к должностному лицу, тем более – публично, с открытым письмом, принято правильно называть его должность.
Непонятно, какое отношение к дате основания Дубны имеет канал с питьевой водой для Москвы. Из цитируемого приказа А.П.Лепилова оппоненты делают наивный вывод, что Большая Волга и Ново-Иваньково положили начало научному поселку. На самом деле в приказе указывается лишь географическое положение места строительства. Не указывать же было его долготу и широту.
Во-первых канал Москва-Волга – это все же не только источник водоснабжения Москвы (кстати, далеко не только питьевой водой, а и водой для промышленности), но и важнейшая транспортная артерия. Во-вторых, к созданию ускорителей сам канал действительно отношения почти не имеет. А вот Иваньковская ГЭС, построенная в системе этого канала – имеет, и самое непосредственное!
Неужели такой опытный специалист по истории ОИЯИ как Л.Л. Зиновьева не знает, что одной из главных причин выбора именно этого места для строительства синхроциклотрона было наличие здесь мощной ГЭС и возможность запитать ускоритель от этой ГЭС напрямую, минуя гражданские и промышленные электросети? Иваньковская ГЭС была выбрана как стабильный источник электроэнергии, «а именно стабильности не могло обеспечить московское энергокольцо» (Беляев А.В., Расторгуев А.А. История Дубны. См.:
http://rastor.dubna.ru/History/Physicsgrad.htm).
Таким образом, если бы здесь не была построена Иваньковская ГЭС – не было бы тут и никакого города физиков!
Ну, а приказ генерала Лепилова в действительности указывает местонахождение руководства строительства в деревне Ново-Иваньково – и это вполне естественно, пока не были построены здания научного поселка, строительство базировалось на существующую в этом месте деревню. Кстати, и местные жители этой и других деревень постепенно начинали работать на строительстве, затем – в институте.
Евгений Макарьевич Молчанов, главный редактор газеты «Дубна: наука, содружество, прогресс» в одной из своих публикаций в «Дубненском наследии» (№ 13, ноябрь 2004 г.) цитирует старые стихи ратминского краеведа Николая Николаевича Свешникова:
Немало улиц в городе, их каждый повидал
Но о деревнях-улицах,
Со старыми порядками,
С дорожками негладкими
Наш житель не слыхал.
Попасть на эти улицы задачи нелегки:
На тракторе – до Юркино,
Пешком – до Александровки,
Лошадкой – в Козлаки.
Зайдем и спросим в домике, работает кто где:
«Папаша – на строительстве,
Мамаша – на базарчике,
Зятечек в ЛЯПе трудится,
А дочка – в ЛВЭ…»
В нашей статье чётко обосновывается многовековой традицией одноимённость названий поселений в устье реки Дубны. Однако оппоненты, делая то же самое, почему-то пишут, что это их мнение высказано вопреки нашему. Непонятно, почему неэтичен наш призыв по возможности везде убрать недостоверный факт. Почему это невозможно технически? На камне требуется просто ликвидировать существующую надпись и сделать другую в память о древнем одноимённом городе Дубне. А на сайтах это делается ещё проще.
Камень, конечно, технически можно хоть взорвать – ломать не строить. А вот с Интернетом сложнее. Как, интересно, авторы собрались удалять не нравящуюся им информацию с корпоративных сайтов, с персональных страничек, с англоязычных сайтов, например:
http://www.russia-ic.com/news/show/9118/ . Эта информация не является противозаконной, правовых и технических средств для ее уничтожения нет. Да и камень поставлен в 2004 году на совершенно законных основаниях, и надпись на нем была согласована с городской администрацией.
Интересно было узнать из статьи оппонентов, что надпись на ратминском камне была составлена и обоснована доктором исторических наук профессором Международного университета "Дубна" И.Я. Шимоном. Надо полагать, что им была обоснована не только стилистика надписи, но и её содержание. Было бы хорошо, чтобы это обоснование было опубликовано в газете. Хочется понять, каким образом наш город Дубна, возникший совершенно самостоятельно в 1946 году вдали от Ратмино без всякой связи с ним и получивший статус города ещё до вхождения в него Ратмино, вдруг пошёл от Ратмино?
Город Дубна возник отнюдь не в 1946 году, об этом написано выше. Ратмино вошло в состав города Дубны меньше, чем через два месяца после создания города. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1956 года поселок Дубно был преобразован в город, а указом той же инстанции от 22 сентября 1956 года в состав города вошли населенные пункты Ратмино, Большая Волга, Александровка, Юркино, Козлаки, Ново-Иваньково. Современный город Дубна существовал без Ратмино всего 60 дней – с 24 июля по 22 сентября 1956 года.
Наконец, никто в Фонде «Наследие» никогда не утверждал, что современная Дубна «пошла от Ратмино». Речь идет о совершенно ином – о том, что располагавшийся в районе нынешней улицы Ратмино древнерусский город Дубна можно рассматривать как исторического предшественника современного города. Древнерусская Дубна находилась на территории современной Дубны, имела то же название, была построена тем же – русским – народом. Конечно, прямой исторической взаимосвязи между этими городами нет, но косвенная – есть. Древнерусская Дубна была сторожевой крепостью на пути из Волги в Волго-Окское междуречье по рекам Дубне и Сестре. Позднее этот же путь, ставший Северным московским торговым ходом, контролировало и организационно обеспечивало Дубенское мыто. Канал «Москва-Волга» стал современным воплощением этого давнего, еще средневекового торгового хода. При начале канала, при плотине и Иваньковской ГЭС и сформировались поселки Большая Волга, Иваньково и Дубно, которые в итоге все вместе и составили город Дубну – тот город, в котором мы сейчас живем.
Так что определенная косвенная историческая взаимосвязь между древнерусской и современной Дубной присутствует. Все это позволяет говорить о той Дубне как об историческом предшественнике современной – как это и делают историки и краеведы, профессионально, много лет занимавшиеся или занимающиеся историей Дубны: доктора исторических наук С.В. Белецкий и И.Я. Шимон, кандидат наук И.Б. Даченков, директор Дубненского музея археологии и краеведения Е.Ю. Крымов.
Вот о чем говорит Фонд «Наследие» - о том, что древний город, располагавшийся в районе нынешней улицы Ратмино, можно считать историческим предшественником современной Дубны, а вовсе не о том, что современная Дубна «пошла от Ратмино»!
Таким образом, мы не увидели в статье оппонентов ни единого существенного возражения по поводу даты основания Дубны в 1946 году!
Эти возражения против данной странной даты были в тексте статьи, которую авторы подали в «Площадь Мира», но их сократила газета за недостатком места. Полный вариант статьи, включающий эти возражения, размещен здесь:
http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... iditem=767
Довольно странно прозвучало в статье оппонентов обвинение по поводу нашего обращения к власти. Можно подумать, что вопросы строительства Иваньковской ГЭС или ускорителей решались в обход власти! Всё это делалось ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по разрешению власти. И, кстати, было достаточно проектов, которые закрывались той же властью. Интересно, а десять писем "Наследия", упоминаемые в одном из выпусков их газеты "Дубненское наследие", в дубнинскую власть ЗАЧЕМ? А предварительный просмотр фильма "Дубна. Два берега" зачем проходил в мэрии города? Не затем ли, чтобы получить разрешение власти на его показ в дни города? Или "Наследию" можно обращаться к власти, а другим ни-ни? Полное отсутствие логики!
Любая городская общественная организация в ходе своей работы регулярно обращается с теми или иными вопросами к городским властям, и фонд, конечно же, тоже так поступает. Вопрос не в том, что нельзя обращаться к властям – обращаться к ним можно и даже нужно, вопрос в другом - с чем именно к ним обращаться. Фонд никогда не требовал от властей убрать, уничтожить какие-либо памятные знаки, какие-либо тексты в Интернете, с которыми участники фонда были бы не согласны. Фонд предлагал дополнить, развить, учесть - но никогда не предлагал уничтожить! А Л.Л. Зиновьева и М.Л. Макурочкина обратились к властям города именно с таким требованием - уничтожить надпись на камне, удалить тексты с сайтов. Вот и вся логика.
Как показала статья оппонентов из "Наследия", они, не найдя ни единого веского возражения против нашей позиции, не нашли ничего лучшего, как воспользоваться запрещённым приёмом в цивилизованном диалоге спорящих сторон, повесив на нас оскорбительный ярлык. Это явно не сделало им чести. Ошибаться свойственно всем людям во всех областях их деятельности. И надо иметь мужество признавать свои ошибки и по мере возможности исправлять их. У Даченкова и Петрова такого мужества не оказалось!
Лариса Зиновьева, Мария Макурочкина
Если Даченков и Петров не усматривают ошибки в своих действиях и приводят аргументы в подтверждение своей позиции, то при чем тут отсутствие мужества? Можно, конечно, написать, что они тупые недоумки, не понимающие элементарных вещей – в этом будет хоть какая-то логика. Но обвинить людей в отсутствии мужества принять твою точку зрения, если они имеют свою, иную точку зрению, и отказываться от нее ни разу не собирались – разве это корректно? Очень жаль, что именно на такой неприятной ноте и заканчивается комментируемый текст…
Прошу прощения за оооооочень много букафф.