#27
Сообщение
praga » 11 дек 2013, 16:38
По порядку. Все выложено в открытый доступ, читайте и сравнивайте.
Полномочия директора ОИЯИ регламентированы Будапештской конвенции, где предопределено, что «главное должностное лицо Организации это руководитель административно-исполнительного органа Организации, назначенное ее представительным органом и полномочным согласно учредительным документам Организации».
Согласно Устава ОИЯИ, высшим органом ОИЯИ является Комитет Полномочных Представителей правительств государств - членов Института. Директор ОИЯИ в своей деятельности должен руководствоваться решениями и рекомендациями КПП (ст.24,ст.25 Устава ОИЯИ), а не действовать самостоятельно. Это нанимаемая должность, подотчетная высшему органу, как в обычном обществе с ограниченной ответственностью.
Как известно, Комитет Полномочных Представителей ОИЯИ осуществляющий свою деятельность в сессионном порядке и по рассматриваемым вопросам принимает свои решения.
Если проанализировать полномочия всех действующих директоров ОИЯИ, то они основаны на решениях КПП базирующихся на Будапештской конвенции. Здесь внимательно следим за хронологией событий:
а) на сессии КПП от 15 - 17 января 1968 года было утверждено Положение о персонале ОИЯИ;
б) на сессии КПП от 1 – 2 марта 1988 года утверждены возрастные ограничения на замещение должности директора ОИЯИ. Они являются приложением к Положению о персонале ОИЯИ. В этом Приложении указывается на то, что должность директора, являющегося членом академии наук стран – участниц ОИЯИ может быть занята лицом в возрасте не старше 70 лет;
в) на сессии КПП от 17-18 марта 1992 года утверждена процедура вступления в должность вновь избранного директора и установлено, что «Вступивший в должность директор не имеет права совмещать эту должность с другой руководящей должностью». К этой теме: у Матвеева две трудовые книжки – одна в ИЯИ РАН, другая в ОИЯИ;
г) на сессии КПП от 16 – 17 марта 1993г. утвержден Перечень нормативных документов ОИЯИ, в который включено Положение о персонале ОИЯИ (утв. КПП от 15 - 17 января 1968 года) и Извлечение из протокола совещания КПП от 1 – 2 марта 1988 года «О введении возрастных ограничений…».
Кроме того, на этой сессии утверждено еще одно «Положение о персонале ОИЯИ», не отменяющее действующее;
д) на сессии КПП от 17 – 18 марта 2005 года, заслушав доклад В.А.Матвеева (директора ИЯИ РАН) - Председателя Комиссии по выборам директора ОИЯИ, и обсудив предоставленные материалы, КПП постановил:
- одобрить работу Комиссии под председательством В.А.Матвеева;
- утвердить Правила процедуры выборов директора ОИЯИ;
- Правила процедуры вступления в должность вновь избранной дирекции;
- избрать директором ОИЯИ А.Н.Сисакяна.
В соответствии с «Правилами процедуры выборов директора ОИЯИ» было установлено, что, возраст кандидата на должность директора ОИЯИ не должен превышать 65 лет на момент избрания;
е) на сессии КПП от 21 – 22 ноября 2008 года утверждено еще одно положение – «О директоре ОИЯИ», где более детально была задекларирована процедура избрания и прекращения полномочий директора ОИЯИ. В частности было продублировано положение Устава ОИЯИ, что вступление в должность избранного директора осуществляется с 1 января года, последующего году избрания. А так же, что КПП вправе в любое время рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий директора и назначить выборы нового;
ж) на сессии КПП от 25 – 26 марта 2011 года, на тот период, в возрасте 70 лет, был избран директором ОИЯИ академик РАН - В.А.Матвеев.
Здесь можно поспорить о предельном возрасте директора ОИЯИ - 70 лет или 65, так как все эти принятые решения действующие и не отменяют друг друга.
Согласимся с оппонентами и возьмем цифру 70. В этом случае никакие нормативные акты ОИЯИ не препятствовали КПП выбирать в марте 2011г. директором ОИЯИ Матвеева В.А. в возрасте 70 лет. Но спустя 9 месяцев, В.А.Матвееву исполнилось 71 год и в соответствии с нормами ОИЯИ, он не имел законных оснований занимать должность директора ОИЯИ с января 2012 года.
Просмотрели ваши ученые этот момент, ввели в заблуждение КПП и возникла правовая коллизия.
«В соответствии с общими принципами права, в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное. При этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы». «Вместе с тем независимо от времени принятия, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2000 г. N 199-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П КС РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 03.12.1998 N 182-О).
В нашем случае, в качестве специальной нормой, решениями КПП были введены возрастные ограничения для занимания должности директора ОИЯИ и утвержден перечень действующих нормативных актов, где эти возрастные ограничения специально были определены.
Из этого следует, что полномочия В.А.Матвеева, занимающего должность директора ОИЯИ в настоящее время, говоря языком юристов, ничтожны.
На сегодняшний день, действия, такого органа, как директор ОИЯИ в силу вышеизложенного могут быть признаны любым судом недействительными, как по изданию приказов, так и подписанию договоров.
Судебная практика по признанию сделок недействительными в связи с превышением полномочий органов юридического лица либо при отсутствии полномочий у представителя является устоявшейся и однозначной.
До сих пор действуют положения Постановления Пленума ВАС РФ от 14.05.1998 N 9 «О некоторых вопросах практики применения ст. 174 ГК РФ», разъясняющие последствия превышения органами юридического лица полномочий при совершении сделок. А в 2000 г. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации было издано информационное письмо N 57 «О некоторых вопросах практики применения ст. 183 ГК РФ», применяющееся в случаях совершения сделок неуполномоченными лицами.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 9 от 14.05.1998 "О некоторых вопросах практики применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации" в правоотношениях с участием юридических лиц судам надлежит иметь в виду, что статья 174 Кодекса может применяться в тех случаях, когда полномочия органа юридического лица определенно ограничены учредительными документами последнего.
При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 183 ГК РФ).
Поскольку к публично - правовым образованиям (пункт 1 статьи 124 ГК) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124 ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично - правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ).
Аналогичный подход наблюдается в административном праве. Согласно ч. II п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым (ч. III п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46).
Полагаю, что для Института опасно оставлять ситуацию с полномочиями В.А.Матвеева на должности директора, в том состоянии, которая сложилась на сегодняшний день, во избежание правовых последствий в будущем и если есть желание двигаться вперед.
Сегодня смело можно заявлять о том, что занимание должности директора ОИЯИ нелегитимным лицом, юридически делает ничтожными все сделки и принятые обязательства ОИЯИ, так, что ни о каких дополнительных средствах не может быть и речи, да и о расходах, тех средств, которые предоставляют страны – участницы, стоит хорошо задуматься.
Я сразу хочу отмести все разговоры по поводу того, что есть какие-то способы решить эту проблему тихо.
Можно было бы сослаться на Федеральный закон №39-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и ОИЯИ о местопребывании и об условиях деятельности ОИЯИ в Российской Федерации».
В нем установлено, что «уровень защиты трудовых прав граждан Российской Федерации, вступающих в трудовые отношения с Институтом и осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, не может быть ниже того, который установлен законодательством Российской Федерации о труде. Т.е. возрастные ограничения являются дискриминацией при приеме на работу.
И это выглядело бы так, если бы не ст. 15 Конституции РФ, которая указывает на то, что международные соглашения являются составной и приоритетной частью законодательства РФ, а, как нам известно, в Будапештской конвенции 1980г. установлено: главное должностное лицо Организации это руководитель административно-исполнительного органа Организации, назначенное ее представительным органом и полномочным согласно учредительным документам Организации. Которые говорят, что директор ОИЯИ в своей деятельности должен руководствоваться решениями и рекомендациями КПП (ст.24,ст.25 Устава ОИЯИ), что в Перечень нормативных документов ОИЯИ включено Извлечение из протокола совещания КПП от 1 – 2 марта 1988 года «О введении возрастных ограничений…», 70 лет и т.д.
Следовательно, федеральный закон не может противоречить нормам межправительственного соглашения и возрастные ограничения применяются к должности директора международной - межправительственной организации Объединенный институт ядерных исследований.
Ключевое слово в моем посыле могло бы быть слово «неэффективность», но важнее «правовые последствия для Института».