Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

Сообщение
Автор
vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#601 Сообщение vvr2a » 26 дек 2018, 00:38

Гидр писал(а): но если ты мне покажешь хоть 1 карту генштаба (именно эти карты официально выпускает государство и печатает на них только официальные названия объектов, поэтому высота "123.8" на них может быть, а высота "Лисьи норы" - нет), где написано "Волжское водохранилище" - я с тобой соглашусь про 1937-1958.
Лично для тебя , дорогой друг! :smile:
ГШ 1938г.
Изображение

ГШ 1941г.
Изображение

1954г.
Изображение

Справедливости ради надо признать, что есть генштабовки этого периода и с основным официальным названием- Московское море. У Леонидыча такие есть, например. Но Иваньковского - нет. На всех видах карт. Появляется последний раз на окончательном проекте Канала 1938г., а потом только в лоции 1958 года. 20 лет водохранилище было Волжским. На схемах во многих мемуарах военных - тоже Волжское. Сразу говорю: причины переименований туда-сюда мне не известны. Есть только версии. Точные даты тоже не известны.

mihasik
Сообщения: 540
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 11:59

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#602 Сообщение mihasik » 26 дек 2018, 11:06

Вот тебе товарищ Гидр небольшой пинок под зад. :D
(Все началось в теме Мост на стр прим.435, если кто не в курсе.)

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#603 Сообщение vvr2a » 26 дек 2018, 12:02

mihasik писал(а):Вот тебе товарищ Гидр небольшой пинок под зад. :D
(Все началось в теме Мост на стр прим.435, если кто не в курсе.)
Не, ни в коем разе. Это как раз не в упрёк. Просто у Гидра совершенно другие обязанности, ему некогда копаться во всякой этой фигне. Это чокнутые краеведы в силу своей природной чокнутости выковыривают парадоксальную фигню, которую другие не замечают. А у Андрея много других реальных забот. Он и так нам много помогает. Иногда наталкивает на такие темы для исследования, что нам самим и в голову не приходят.

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#604 Сообщение vvr2a » 01 фев 2019, 13:25

Наконец-то! Спустя 80 лет наконец-то рассекречены чертежи самой совершенной грузовой машины того времени. :smile: Говоря современным языком - проект "Маруся". Государственный стандарт. Само эргономическое совершенство, отработанное годами тяжелейшего труда. Без шуток. Угол наклона, ширина размаха ручек - всё отработано. Должна составлять с наклонённым вперёд средним человеческим телом правильный треугольник с центром тяжести груза на оси колеса. Оттянутые назад распрямлённые руки. Если выполнять те же объёмы работ например с помощью современной садовой тележки, то руки отвалятся и позвоночник просыпется в трусы гораздо раньше.
Любителям всяческих реконструкций. Можно попробовать из современных композитных материалов. Не благодарите! :D

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 18:42
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#605 Сообщение Bob » 03 фев 2019, 21:33

vvr2a писал(а):Наконец-то! Спустя 80 лет наконец-то рассекречены чертежи самой совершенной грузовой машины того времени. :smile: Говоря современным языком - проект "Маруся". Государственный стандарт. Само эргономическое совершенство, отработанное годами тяжелейшего труда. Без шуток. Угол наклона, ширина размаха ручек - всё отработано. Должна составлять с наклонённым вперёд средним человеческим телом правильный треугольник с центром тяжести груза на оси колеса. Оттянутые назад распрямлённые руки. Если выполнять те же объёмы работ например с помощью современной садовой тележки, то руки отвалятся и позвоночник просыпется в трусы гораздо раньше.
Любителям всяческих реконструкций. Можно попробовать из современных композитных материалов. :D
Еще одно фото строительства Канала :
Изображение

Владимир, а разве не такие тачки, применявшиеся в бетонных работах назывались "Маруся" ? :
Изображение

Владимир, и еще вопрос. Какова была норма выработки на земляных работах
при строительстве канала ?

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#606 Сообщение vvr2a » 04 фев 2019, 10:17

История не уточняет, какую именно тачку называли "марусей". Та колёсная рикша для бетона что на фото - вообще не тачка ни разу.
Естественно, и тачки были разными. Мы можем говорить только о некоей усреднённой земляной тачке. Не говоря о торфяных и скальных. Но и усреднённых было три типа (стандарта). Можно более-менее уверенно говорить, что усреднённая тачка - 0,1...0,12 куб. метра. Можно уверенно говорить, что та тачка, что в музее по своим размерам и прочности к реальной лагерной тачиле имеет весьма отдалённое отношение. Можно приблизительно отнести к инвалидским или "вредительским". :smile:
Говорить о нормах без конкретной привязки к месту вообще бессмысленно. Дмитлаг работал бригадами и десятками. Норма - всегда величина бригадная. Никому нафиг не нужна просто выкопанная и уложенная рядом земля (глина, торф, что угодно). Нужен объём грунта (извлечённого и доставленного в определённое место), разделённый на всех членов бригады, включая подносчика инструмента. Это и есть норма. Ключевые факторы: тип земли, засорение камнями и корнями, время года (мороз, плывун), длина откатки тачками (важнейший вопрос), тип перегрузки или выгрузки (погрузка на грабарку, цепная перекидка на кавальер, сброс в отвал), уклоны трапов для откатки (тащить с передним крючником или без) и ещё куча поправочных коэф. Без этого разговор не имеет смысла. Таблиц этих у меня нет. Есть великий Варлам Шаламов, который смог это смертельную эргономику и водительское мастерство пронзительно передать скупыми русскими словами https://shalamov.ru/library/7/6.html
А есть в лагерной литературе и целые поэмы, посвящённые тачке. И тачка дубненского рекордиста Созерико Икаева в 0,25 куба (4 ходки - куб земли!!!), вызывавшего на соревнования и обгонявшего первые экскаваторы. https://www.istmira.ru/razlichnoe/volga/page/12/

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 18:42
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#607 Сообщение Bob » 04 фев 2019, 10:50

vvr2a писал(а): Говорить о нормах без конкретной привязки к месту вообще бессмысленно. Дмитлаг работал бригадами и десятками. Норма - всегда величина бригадная.
Владимир, спасибо за пояснения.
Не могу найти ссылку. Где-то встречал отчеты по земляным работам на Канале, на одном из участков.
Примерно было сказано так : " 15 февраля 1935 г выработка на одного рабочего составила 1.81 кубометра,
при норме выработки 2 кубометра ".
Да, наверное, это усредненная выработка на бригаду.
Это наверное так : один или двое копают землю и грузят на тачку, один или двое везут тачку наверх, в отвал.
Получается, 4 человека должны выработать 8 кубов грунта.
И один человек, при помощи товарища, должен вывезти 8 кубов грунта.
Получается около 80 тачек за смену 10 часов. Очень тяжелая работа

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#608 Сообщение Гидр » 04 фев 2019, 14:45

Bob писал(а):
vvr2a писал(а): Говорить о нормах без конкретной привязки к месту вообще бессмысленно. Дмитлаг работал бригадами и десятками. Норма - всегда величина бригадная.
Владимир, спасибо за пояснения.
Не могу найти ссылку. Где-то встречал отчеты по земляным работам на Канале, на одном из участков.
Примерно было сказано так : " 15 февраля 1935 г выработка на одного рабочего составила 1.81 кубометра,
при норме выработки 2 кубометра ".
Да, наверное, это усредненная выработка на бригаду.
Это наверное так : один или двое копают землю и грузят на тачку, один или двое везут тачку наверх, в отвал.
Получается, 4 человека должны выработать 8 кубов грунта.
И один человек, при помощи товарища, должен вывезти 8 кубов грунта.
Получается около 80 тачек за смену 10 часов. Очень тяжелая работа
Поправочка. Крючников (которые крюками тащили тачку наверх за "морду" обычно на тачку ставилось - 2 человека (чисто из-за страховки чтобы не задавить нижних при срыве крюка), плюс один тачечник толкавший тачку снизу. Землекопов ставили или бригадой, при конвейерном вывозе к нескольким бригадам тачечников (на позднем периоде строительства, когда нагоняли отставание) или 1 человек, который курил пока эти трое тащили тачку, трое курили, соответственно, пока он копал (эта методика была принята в начале, но сразу показала низкую производительность).
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#609 Сообщение vvr2a » 04 фев 2019, 16:18

Гидр писал(а):Поправочка. Крючников (которые крюками тащили тачку наверх за "морду" обычно на тачку ставилось - 2 человека (чисто из-за страховки чтобы не задавить нижних при срыве крюка), плюс один тачечник толкавший тачку снизу.
А есть где-то хоть один снимок с двумя крючниками? Тогда ведь два трапа надо было бы ставить.
На счёт разных бригад землекопов и тачечников, я сомневаюсь. Тогда надо общую отрядную норму вводить.

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 18:42
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#610 Сообщение Bob » 04 фев 2019, 18:35

Bob писал(а): Еще одно фото строительства Канала :
Изображение
На фото, первый рабочий, кажется обут в лапти.
Есть такая достоверная история .
Однажды Сталин прибыл на строительство канала.
- Почему люди работают босиком ? - спросил Иосиф Виссарионович.
Даю два часа, чтобы все рабочие были обуты, а начальника снабжения наказать.
Через два часа все были обуты, а начальника боле никто не видел.

Да, эта рабочая обувь , или чоботы, были очень грубой и жесткой обувью, но лучше чем ничего.
На втором фото видно, рабочий обут в такие ботинки.
Носков конечно не было, были обмотки.
Наверное первые строители правобережной Дубны тоже были обуты в такую обувь.
Как-то, еще в 80-е годы, мне пришлось видеть огромный стальной контейнер с таким изношенными ботинками.
Контейнер находился на территории бывшего склада стройматериалов, который примыкал к территории ЛВЭ
в лесу, в сторону Восточной котельной.
Жалко фотика не было, запечатлеть .

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#611 Сообщение Гидр » 05 фев 2019, 12:55

vvr2a писал(а):
Гидр писал(а):Поправочка. Крючников (которые крюками тащили тачку наверх за "морду" обычно на тачку ставилось - 2 человека (чисто из-за страховки чтобы не задавить нижних при срыве крюка), плюс один тачечник толкавший тачку снизу.
А есть где-то хоть один снимок с двумя крючниками? Тогда ведь два трапа надо было бы ставить.
На счёт разных бригад землекопов и тачечников, я сомневаюсь. Тогда надо общую отрядную норму вводить.
Ох Володя, уел ты меня с картами)) Алаверды, как говорится:
фото мне впервые попалось в книге Сергея Гора "Канал", разрешение не очень, но крючники видны отчетливо, пришлось покопаться в сайте МВС (Домашняя / Строительство и техника / Котлован):
[img]http://moskva-volga.ru/gallery/picture. ... ategory/27[/img]
А за общую отрядную норму - ну так почитай там воспоминания Тасарской или Лазареева - они отрядной нормой и пользовались. На большинстве фотографий землекопы работают отдельно от тачечников, исключения только фотографии начального периода, где идет снятие растительного слоя. Тачечников при землекопе сменили автомашины, поэтому к окончанию строительства (по воспоминаниям Лазареева) многие тачечники получили специальность шофера или арматурщика, бетонщика и т.д.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#612 Сообщение vvr2a » 05 фев 2019, 13:34

Гидр писал(а):Ох Володя, уел ты меня с картами)) Алаверды, как говорится:
Да ладно тебе! Меньше обращай внимание на чьи-то ехидные комменты. Я тебя не ел. Всего не знает никто. Сам случайно обратил внимание и был удивлён. Кстати, из-за этого мне показался более осмысленным выбор имени Дубна для объединённого города в 1960 году. Ну, как бы это справедливо, если только что именем посёлка Иваньково в 1958-ом назвали куда более крупный объект (водохранилище).
Гидр писал(а): фото мне впервые попалось в книге Сергея Гора "Канал", разрешение не очень, но крючники видны отчетливо, пришлось покопаться в сайте МВС (Домашняя / Строительство и техника / Котлован):
Да, тут видно хорошо, что крючников два. Ну, не знаю: страховка - не страховка. Видимо на этом участке такой наклон трапа получился.
Слово "воспоминания" в отношении расстрелянных ещё во время строительства Тасарской и Лазареева выглядит конечно :no: Писали они в лагерной прессе в период строительства. Повспоминать потом ничего не успели, к сожалению.

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#613 Сообщение Гидр » 05 фев 2019, 17:24

vvr2a писал(а):
Гидр писал(а):Ох Володя, уел ты меня с картами)) Алаверды, как говорится:
Да ладно тебе! Меньше обращай внимание на чьи-то ехидные комменты. Я тебя не ел. Всего не знает никто. Сам случайно обратил внимание и был удивлён. Кстати, из-за этого мне показался более осмысленным выбор имени Дубна для объединённого города в 1960 году. Ну, как бы это справедливо, если только что именем посёлка Иваньково в 1958-ом назвали куда более крупный объект (водохранилище).
Гидр писал(а): фото мне впервые попалось в книге Сергея Гора "Канал", разрешение не очень, но крючники видны отчетливо, пришлось покопаться в сайте МВС (Домашняя / Строительство и техника / Котлован):
Да, тут видно хорошо, что крючников два. Ну, не знаю: страховка - не страховка. Видимо на этом участке такой наклон трапа получился.
Слово "воспоминания" в отношении расстрелянных ещё во время строительства Тасарской и Лазареева выглядит конечно :no: Писали они в лагерной прессе в период строительства. Повспоминать потом ничего не успели, к сожалению.
Ну я бы поспорил. То что написано явно "мемуары". Знаешь, это как сейчас у меня: спроси про паводок 2013 и я тоже начну "вспоминать", а ведь исторически это было "вчера". А сегодня башка занята совсем другим: замена затворов, планы по замене гидроагрегатов, капиталке моста, подкрановых балок, да каких только планов нет))) Были бы деньги и воля политическая...

Что касается выбора названия. Сомневаюсь я что была какая-то связь. Скорее было желание дистанцироваться из-за секретности, которой провонял весь атомный проект к месту и нет, а с другой - не сложились как-то отношения у руководства канала и ОИЯИ с самого начала: сначала перекроили схему энергоснабжения в угоду новичкам, не дав восстановить кольцевую схему энергоснабжения с ТЭС и саму ТЭС, потом сманили квалифицированные кадры (самых дефицитных: слесарей, электриков, релейщиков), потом вообще похоронили мечту об городе энергетиков :wink: (была ведь идея Конаковскую ГРЭС ставить тут на месте взорванной Иваньковской ТЭС, а не в Конаково, делать НИИ энергетического профиля и т.п.) ну и т.д. всякие мелкие обидки и развился местечковый сепаратизм: из-за вашего ускорителя нам всё позарубали, а другие отвечали: да и пойдите вы лесом, мы вам ничем не обязаны, мы флагман мировой науки. Вот видимо и выбрали гидроним Дубна для названия города, чтобы дистанцироваться от канальского Иваньково. Просто все водохранилища на Волге к 1958 начинают называть по имени крупных городов у плотин: Углическое, Рыбинское, Горьковское (хотя до Нижнего от плотины как до Китая на карачках) и тут вдруг Иваньковское... Деревня-ли? или уже в проекте город авиаторов и водников и где-то в Правительстве или по партийным коридорам Калининской области ходит бумага о городе Иваньково? И ему в пику, чтобы не присоединили вместе с Ново-Иваньково и не отдали в Кимрский район, создается другой город - Дубна, быстро и легко имея на порядок более короткое административное плечо? Но это всё досужие придумки и теории ибо достоверных воспоминаний непосредственных участников событий уровня маршала принимающего решения нет. Ну не считали наши маршалы науки и производства основание городов важной вехой в своей карьере, они их пачками основывали создавая главное: завод, фабрику, исследовательский или научный центр. Великое поколение руководителей и руководимых было - демиурги страны... Нынешним не доплюнуть - квартирный вопрос сильно испортил :wink: как говорил товарищ Воланд.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#614 Сообщение vvr2a » 06 фев 2019, 14:27

Гидр писал(а):...не сложились как-то отношения у руководства канала и ОИЯИ с самого начала: сначала перекроили схему энергоснабжения в угоду новичкам, не дав восстановить кольцевую схему энергоснабжения с ТЭС и саму ТЭС, потом сманили квалифицированные кадры (самых дефицитных: слесарей, электриков, релейщиков), потом вообще похоронили мечту об городе энергетиков :wink: (была ведь идея Конаковскую ГРЭС ставить тут на месте взорванной Иваньковской ТЭС, а не в Конаково, делать НИИ энергетического профиля и т.п.) ну и т.д. всякие мелкие обидки и развился местечковый сепаратизм: из-за вашего ускорителя нам всё позарубали, а другие отвечали: да и пойдите вы лесом, мы вам ничем не обязаны, мы флагман мировой науки. Вот видимо и выбрали гидроним Дубна для названия города, чтобы дистанцироваться от канальского Иваньково.
... Но это всё досужие придумки и теории ибо достоверных воспоминаний непосредственных участников событий уровня маршала принимающего решения нет.
:D Да вы поэт, батенька?! Вам бы дитиктивы писать - Акунина заткнул-бы за пояс легко. Давай разбираться.

1) Иваньково - название не особо канальское. Для сооружений (по принципу географической близости) - да, но для населённого пункта Каналом был задуман посёлок, а затем и город Большая Волга. Это очевидно и абсолютно однозначно. И это звучало неоднократно в канальской газете "Москва-Волга" даже и в поздние послевоенные годы. Не обращая внимания на уже реально существующие на этой же территории посёлки Иваньково и даже Дубна. Канал отчаянно стоял на своём, но проиграл. Почему? Это другой вопрос. Тут действительно можно предполагать, что в предвоенные годы помешало дело Фирина, а в послевоенные - передавил авторитет военных (физиков и авиаторов). Да и сам масштабный госпроект реконструкции рек европейской части страны (проект "Большая Волга") после войны несколько померк. Ну а после смерти Сталина об имени Большая Волга вообще постарались забыть.

2) Проект НИИ наркомата электростанций видимо существовал на ЛБ в 1945-46 годах. Есть бумаги на эту тему. Точно, что в 1946-ом он накрылся, а вот когда начался - не ясно. Какие у него задачи были: тепловые или гидравлические - тоже мы пока не знаем. Могла быть экспериментальная ГТЛ, могла быть экспериментальная ТЭС. Знаем, что конец ему положили понаехавшие немцы-авиаконструкторы. Их задачи оказались для страны важнее.

3) Про планы восстановления Иваньковской ТЭС никогда не слышал. Загадка её взрыва остаётся белым пятном дубненского краеведения. Зачем так долго держали потом развалины - тоже загадка. Есть какие бумаги на эту тему?

4) Конаковская ГРЭС в Дубне? Маловероятно. По легенде, место выбирал сам Косыгин (тогда - пред. Госплана) в самом конце 50-х. Нужен был изгиб Волги для того, чтобы взять воду и потом быстренько вернуть в Волгу же. Нагретую, но уже ниже по течению. Мошковка и Мошковскийский залив подошли.
Да, конечно было бы здорово, если бы стоки ГРЭС не нагревали бы питьевой бачок Москвы (водохранилище). Но где бы это усудобить у нас - не знаю. Но точно не старая ТЭС. Это ещё один канал копать через всю Дубну. Да и на входе в канал такая громадная хрень - не представлю. В Юркино? "Выпьет" всю Дубну, а там водозабор охлаждения уже существовавшего синхрофазатрона. Если только опять на ЛБ, встроить в 210-ую дамбу и сбрасывать горячую воду по Северной канаве. Но надо учесть, что ГРЭС в 2500 МВт - это не игрушка. Вместе с инфраструктурой и жильём - это целый город тыщ на 10 - 15 народу. Больше Тензора. На ЛБ с учётом уже существовавшей авиации просто места нет.

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#615 Сообщение Гидр » 06 фев 2019, 15:13

vvr2a писал(а):
Гидр писал(а):...не сложились как-то отношения у руководства канала и ОИЯИ с самого начала: сначала перекроили схему энергоснабжения в угоду новичкам, не дав восстановить кольцевую схему энергоснабжения с ТЭС и саму ТЭС, потом сманили квалифицированные кадры (самых дефицитных: слесарей, электриков, релейщиков), потом вообще похоронили мечту об городе энергетиков :wink: (была ведь идея Конаковскую ГРЭС ставить тут на месте взорванной Иваньковской ТЭС, а не в Конаково, делать НИИ энергетического профиля и т.п.) ну и т.д. всякие мелкие обидки и развился местечковый сепаратизм: из-за вашего ускорителя нам всё позарубали, а другие отвечали: да и пойдите вы лесом, мы вам ничем не обязаны, мы флагман мировой науки. Вот видимо и выбрали гидроним Дубна для названия города, чтобы дистанцироваться от канальского Иваньково.
... Но это всё досужие придумки и теории ибо достоверных воспоминаний непосредственных участников событий уровня маршала принимающего решения нет.
:D Да вы поэт, батенька?! Вам бы дитиктивы писать - Акунина заткнул-бы за пояс легко. Давай разбираться
1) Иваньково - название не особо канальское. Для сооружений (по принципу географической близости) - да, но для населённого пункта Каналом был задуман посёлок, а затем и город Большая Волга. Это очевидно и абсолютно однозначно. И это звучало неоднократно в канальской газете "Москва-Волга" даже и в поздние послевоенные годы. Не обращая внимания на уже реально существующие на этой же территории посёлки Иваньково и даже Дубна. Канал отчаянно стоял на своём, но проиграл. Почему? Это другой вопрос. Тут действительно можно предполагать, что в предвоенные годы помешало дело Фирина, а в послевоенные - передавил авторитет военных (физиков и авиаторов). Да и сам масштабный госпроект реконструкции рек европейской части страны (проект "Большая Волга") после войны несколько померк. Ну а после смерти Сталина об имени Большая Волга вообще постарались забыть.

2) Проект НИИ наркомата электростанций видимо существовал на ЛБ в 1945-46 годах. Точно, что в 1946-ом он накрылся, а вот когда начался - не ясно. Какие у него задачи были: тепловые или гидравлические - тоже мы пока не знаем. Могла быть экспериментальная ГТЛ, могла быть экспериментальная ТЭС. Знаем, что конец ему положили понаехавшие немцы-авиаконструкторы. Их задачи оказались для страны важнее.

3) Про планы восстановления Иваньковской ТЭС никогда не слышал. Загадка её взрыва остаётся белым пятном дубненского краеведения. Зачем так долго держали потом развалины - тоже загадка. Есть какие бумаги на эту тему?

4) Конаковская ГРЭС в Дубне? Маловероятно. По легенде, место выбирал сам Косыгин (тогда - пред. Госплана) в самом конце 50-х. Нужен был изгиб Волги для того, чтобы взять воду и потом быстренько вернуть в Волгу же. Нагретую, но уже ниже по течению. Мошковка и Мошковскийский залив подошли. Где бы это у нас - не знаю, но точно не старая ТЭС. Это ещё один канал через всю Дубну. Да и на входе в канал такая громадная хрень - не представлю. В Юркино? "Выпьет" всю Дубну, а там водозабор уже существовавшего циклотрона. Если только опять на ЛБ, встроить в 210-ую дамбу и сбрасывать воду по Северной канаве. Но надо учесть, что ГРЭС в 2500 МВт - это не игрушка. Вместе с инфраструктурой и жильём - это целый город тыщ на 10 - 15 народу. Больше Тензора.
Давай с хвоста,
4. про ГРЭС. Быстренько? Ок. От берега Волги до пруда-охладителя 400м. Ставим ГРЭС на старое место, а теплую воду отводим в Черную речку (нет там пока никакого микрорайона и дамбы и в помине) это еще 500м.
Конаковская ГРЭС в 200м от Волги, а отводной канал в залив - 2,6км. Другое дело, что главным потребителем объявили Конаковский фаянсовый завод и построили ближе к нему. Ну так у т. Косыгина были планы на этот завод и завод диктовал условия...
З.
Зачем держали развалины? при взрыве уцелел адмкорпус. В нем разместили людей - они там жили. После войны вся страна лежала в руинах. А тут еще и один из котлов уцелел (по воспоминаниям) и ТЭС работала как котельная.
2. ну посмотрим.
1. Иваньковская ГЭС действительно появляется не из канала. Она проектируется уже с этим названием ГЛАВГИДРОЭНЕРГОСТРОЕМ НКТП СССР (Гидроэлектропроект. Бюро Станционных узлов. р.Волга). Долгое время (да почти всю историю СССР) Станция курируется Минэнерго: ГЭС-191 любимый полигон всех московских НИИ гидроэнергетической тематики - новые лигнофолиевые подшипники, новые фторопластовые подпятники, новые системы регулирования и управления агрегатами, автоматика и телемеханика - всё обкатывается на нас, прежде чем уйти на большие волжские и камские ГЭС.
Проектная записка по электрооборудованию ЗРУ выпущенная в 1935году. - https://yadi.sk/i/sO2SzKwIt0E1iA
и да)) я тут чет в полку полез и нашел книжечку "опыт эксплоатации сооружений канала Москва-Волга за 1946г" Так там вот черным по белому: "Иваньковское водохранилище"...https://yadi.sk/i/Aol6lWRh6Q2FRA
Последний раз редактировалось Гидр 06 фев 2019, 15:35, всего редактировалось 1 раз.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 18:42
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#616 Сообщение Bob » 06 фев 2019, 15:27

Гидр писал(а): 4. про ГРЭС. Быстренько? Ок. От берега Волги до пруда-охладителя 400м. Ставим ГРЭС на старое место, а теплую воду отводим в Черную речку (нет там пока никакого микрорайона и дамбы и в помине) это еще 500м.
Конаковская ГРЭС в 200м от Волги, а отводной канал в залив - 2,6км. Другое дело, что главным потребителем объявили Конаковский фаянсовый завод и построили ближе к нему. Ну так у т. Косыгина были планы на этот завод и завод диктовал условия...
Еще про ГРЭС. Первоначально ГРЭС топили мазутом, и этого мазута нужно было подвозить по ЖД
каждый день целый состав из 40 цистерн.
ЖД до Дубны в 1965 г. не была электрифицирована, к тому же был только один путь.
И где бы разгружать эти 40 цистерн .

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#617 Сообщение Гидр » 06 фев 2019, 15:36

Bob писал(а):
Гидр писал(а): 4. про ГРЭС. Быстренько? Ок. От берега Волги до пруда-охладителя 400м. Ставим ГРЭС на старое место, а теплую воду отводим в Черную речку (нет там пока никакого микрорайона и дамбы и в помине) это еще 500м.
Конаковская ГРЭС в 200м от Волги, а отводной канал в залив - 2,6км. Другое дело, что главным потребителем объявили Конаковский фаянсовый завод и построили ближе к нему. Ну так у т. Косыгина были планы на этот завод и завод диктовал условия...
Еще про ГРЭС. Первоначально ГРЭС топили мазутом, и этого мазута нужно было подвозить по ЖД
каждый день целый состав из 40 цистерн.
ЖД до Дубны в 1965 г. не была электрифицирована, к тому же был только один путь.
И где бы разгружать эти 40 цистерн .
А в Конаково? Помнится Лаврентий Палыч на аналогичное заявление Курчатову сказал: "Построим", не думаю что Косыгин был дурнее.
Станция Конаково Октябрьской ЖД появляется только в 1966г.
а вот что пишут соседи о своем городе:
Большой размах строительства, связанного с сооружением ГРЭС, заметно отразился на благоустройстве и развитии города. Железнодорожная ветка была перенесена примерно в 1,8 км. к востоку от существующей ветки — за дер. Клоково, а к ЗИК была проложена отдельная ветка с северо-восточной стороны. Новое, более благоприятное размещение ее позволило создать возможность для более удобного размещения новых промышленных предприятий (завод механического инструмента, 1967 г.; завод стальных конструкций, 1965 г.; завод крупнопанельного домостроения, 1976 г.) и лучшей планировки жилых кварталов города. В эти же годы сооружается и новый мост (железнодорожный) через Донховку, соединивший новую северную часть города со старой (14).
Т.е. такая фигня как электрификация однопутки не остановила бы))) Скорее всего идея была действительно убита на корню.
Кстати, что планировалось за опытное энергетическое производство тоже прорисовывается:
Рядом с Конаковской ГРЭС расположена ПС 750 кВ «Опытная», которая была построена в 1967 году и являлась, на тот момент, первой в Европе подстанцией такого напряжения[6]. С Конаковской ГРЭС ПС «Опытная» связана ВЛ 500 кВ. От подстанции отходят две ВЛ 750 кВ к подстанции 750 кВ Белый Раст (построена в 1967 году) и к подстанции «Ленинградская» (построена в 1975 году). От этой же ВЛ впоследствии сделан заход на Калининскую АЭС и теперь линия называется КАЭС-Опытная. Через ПС «Опытная» осуществляется совместная выдача мощности Конаковской ГРЭС и Калининской АЭС в Московское энергокольцо, а также происходят транзитные перетоки электронергии между энергосистемами Центра и Северо-Запада.
Последний раз редактировалось Гидр 06 фев 2019, 15:49, всего редактировалось 1 раз.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#618 Сообщение vvr2a » 06 фев 2019, 15:47

Гидр писал(а): 4. про ГРЭС. Быстренько? Ок. От берега Волги до пруда-охладителя 400м. Ставим ГРЭС на старое место, а теплую воду отводим в Черную речку (нет там пока никакого микрорайона и дамбы и в помине) это еще 500м.
Конаковская ГРЭС в 200м от Волги, а отводной канал в залив - 2,6км. Другое дело, что главным потребителем объявили Конаковский фаянсовый завод и построили ближе к нему. Ну так у т. Косыгина были планы на этот завод и завод диктовал условия...]
Не, ну какая там Чёрная речка. Там бетонированный сброс размером с Сестру, а забор ещё больше. Где бы мы его брали, когда ты на ГЭС все заслонки летом перекрываешь? Опять же, Васо бы круглый год купался как в камчатском источнике. Зачем ему это нужно? Не... :no:

Изображение

Какой там фаянсовый? 2500 МВт - тарелки обжигать? Это мощнейшая районная ТЭС. Она и сейчас 0,7% всей выработки электроэнергии в России.

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#619 Сообщение Гидр » 06 фев 2019, 15:55

vvr2a писал(а):
Гидр писал(а): 4. про ГРЭС. Быстренько? Ок. От берега Волги до пруда-охладителя 400м. Ставим ГРЭС на старое место, а теплую воду отводим в Черную речку (нет там пока никакого микрорайона и дамбы и в помине) это еще 500м.
Конаковская ГРЭС в 200м от Волги, а отводной канал в залив - 2,6км. Другое дело, что главным потребителем объявили Конаковский фаянсовый завод и построили ближе к нему. Ну так у т. Косыгина были планы на этот завод и завод диктовал условия...]
Не, ну какая там Чёрная речка. Там бетонированный сброс размером с Сестру, а забор ещё больше. Где бы мы его брали, когда ты на ГЭС все заслонки летом перекрываешь? Опять же, Васо бы круглый год купался как в камчатском источнике. Зачем ему это нужно? Не... :no:

Изображение

Какой там фаянсовый? 2500 МВт - тарелки обжигать? Это мощнейшая районная ТЭС. Она и сейчас 0,7% всей выработки электроэнергии в России.
Я разве спорю? Выбор места строительства - это оценка места с разных сторон. И точно такой же канал можно было прорыть, как ты правильно заметил и в Северную канаву, а водозабор развернуть у Дамбы ЛБ из водохранилища. Но глубокое место у дамбы уже было занято заводом хитросамолетов, а ставить такой водозабор на мели - чревато. Кстати, из-за ошибок в проекте (а ошибок-ли, может они просто взяли старую геоподоснову у дамбы?) насосы водозабора ГРЭС в первую зиму не смогли дотянуться до воды и уровень сработки Иваньковского водохранилища подняли на 2м, так он с тех пор и остался - пока переделывали водозабор на дне водохранилища образовался сероводородный слой аналогичной толщины. Вот тебе и город энергетиков, который почему-то не построили. Построили, только немного Северо-Западнее в Конаково))
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

Аватара пользователя
GFO
Сообщения: 11656
Зарегистрирован: 12 июн 2009, 16:38

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#620 Сообщение GFO » 06 фев 2019, 16:08

Гидр, ты опять херь молотишь. Посмотри схему выдачи мощности Конаковской ГРЭС и сразу поймешь что строилась она из соображений синхонизации энергосистем северо-запада (ПС Опытная - Калининская АЭС) испытававшего на тот момент энергодефицит (Ленинградскую АЭС запустили на 10 лет позже), и для кольцевого энергоснабжения Москвы (ПС Белый Раст). Посмотри до кучки карту ЛЭП РФ https://frexosm.ru/power/#5.95/59.12/31.276 и подумай почему Конаковская ГЭС находится там где находится.
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль

Аватара пользователя
Гидр
Сообщения: 33598
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 19:41
Откуда: с Району ;)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#621 Сообщение Гидр » 06 фев 2019, 16:19

GFO писал(а):Гидр, ты опять херь молотишь. Посмотри схему выдачи мощности Конаковской ГРЭС и сразу поймешь что строилась она из соображений синхонизации энергосистем северо-запада (ПС Опытная) испытававшего на тот момент энергодефицит (Ленинградскую АЭС запустили на 10 лет позже), и для кольцевого энергоснабжения Москвы (ПС Белый Раст)
ииии? Для этого кольца критично расстояние в 20км между Дубной и Конаково? А линия 220кВ Конаковская ГРЭС - Углическая ГЭС проходящая через г. Дубну в районе р. Сестра?
Я же говорю: такие объекты не строят ткнув в карту гвоздем, тем более при Косыгине не строили. Наверняка взяли 3-5 вероятных мест и всё взвесили, просчитали-обсчитали. Судя по данным которые нарыты о "городе энергетиков" наш угол тоже рассматривали, но не взошло и ОИЯИ+ДМЗ с их режимами и привлечением молодежи из местных деревень тоже могли весьма поспособствовать.
Сообщения пользователя Гидр не являются официальной позицией организации где он трудится и могут полностью противоречить мнению его руководства. Это его личное и частное мнение как жителя Дубны с сорокапятилетним стажем и аборигена этого города.

Аватара пользователя
GFO
Сообщения: 11656
Зарегистрирован: 12 июн 2009, 16:38

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#622 Сообщение GFO » 06 фев 2019, 16:38

Фэйспалм! Посмотри на ВЛ330 которая существовала до Калининской АЭС (1970) ГРЭС -Калининская-Бологое-Чудово-Колпино. Она была уже тогда. Плюс у тебя два ПС (Радищево и Белый Раст) работающие как 2 независимых фидера. Конаково та та точка на карте где ты самым коротким образом с минимальными энергозатратами получаешь "энергоснабжение класса А" между центром и Северо - Западом. Иначе нужно модернизировать всю сеть Белый Раст-Деденево-Темпы-Дубна. А дальше куда? Снова на Калининскую? Хорошая такая петля на пару миллионов еще в советских ценах.
И в районе Сестры 220 кВ я не помню. 110кВ Дубна-Темпы - да, 500кВ ГРЭС-Череповецкая тоже да. И к Угической ГЭС она имеет такое же отношения как я к балету.
"Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо" (с) Уинстон Черчилль

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#623 Сообщение vvr2a » 06 фев 2019, 16:55

Гидр писал(а): Судя по данным которые нарыты о "городе энергетиков" наш угол тоже рассматривали, но не взошло и ОИЯИ+ДМЗ с их режимами и привлечением молодежи из местных деревень тоже могли весьма поспособствовать.
Прикинь, был бы на ЛБ ещё один Дмитлаг, но уже в конце 60-х :D :D

Изображение

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 3511
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 18:42
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#624 Сообщение Bob » 06 фев 2019, 20:00

vvr2a писал(а):
Гидр писал(а): Судя по данным которые нарыты о "городе энергетиков" наш угол тоже рассматривали, но не взошло и ОИЯИ+ДМЗ с их режимами и привлечением молодежи из местных деревень тоже могли весьма поспособствовать.
Прикинь, был бы на ЛБ ещё один Дмитлаг, но уже в конце 60-х :D :D

Изображение
Песня 60-х :
Конаково, Конаково !
Мяса нету никакого .
Соловьиная весна,
Здесь е ...ся вся страна

Музыка: О.Б. Фельцман, слова: народные
:D

vvr2a
Сообщения: 7980
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#625 Сообщение vvr2a » 08 фев 2019, 09:34

После открытия движения по каналу в конце апреля 1937 года и особенно летом 1937 года на Большую Волгу пароходами и поездами приезжали десятки журналистов и фотографов. Они снимают репортажи для газет и журналов о строительном чуде посреди лесов, болот и окружающих маленьких деревушек - сооружениях Иваньковского гидроузла. Фотографы активно щёлкали затворами, но угол обзора у них был довольно ограничен. В кадр не должны попадать вспомогательные временные строения, лагеря заключённых, недостроенные объекты, не до конца смонтированные памятники Ленину и Сталину, стоявшие до августа 1937 года в строительных лесах. Поэтому у нас есть десятки снимков того времени со стандартных позиций. С крыши здания ГЭС на бушовку водосброса и на море, с крыши башен шлюзов на саму камеру шлюза, с нижних точек у водосброса на саму бетонную плотину, с любых точек на готовые Аварийные ворота, со строительных лесов памятника Ленина на плотины и ГЭС. Десятки снимков! Всё очень эффектно для журналов и газет. Но не очень информативно для людей, интересующихся самим посёлком Большая Волга того времени.

Только на кадрах, снятых технической фотослужбой самого Дмитлага и на очень редких снимках чрезвычайно упёртых корреспондентов в кадр случайно попадают сооружения (иногда весьма значительные), о которых мы сейчас ничего не знаем. О них все забыли. Так было и с Иваньковской ТЭС. И главное: не всегда понятно, куда они потом делись?
Вот необычная для того времени точка съёмки. С моря на ГЭС. С левобережной отмели у северной шпоры. Фотограф деликатно срезал недостроенного Ленина с правого края кадра. Но зато удлинился левый край фото. Ну, не эффектно, не для газеты. Но местного жителя фото сразу сбивает с толку. Откуда в кадре такие серьёзные здания на ЛБ возле ГЭС? Они кажутся каменными и даже более капитальными, чем само здание управления ГЭС вдали. Ответ раньше подсказывал Гидр. Мастерские 1-ого участка Волжского района Москваволгостроя, а затем мастерские ВРГС. Они есть и на немецкой фотосъёмке 1942 года. Это там, где потом долгие годы проводили мотокроссы. Там же сейчас ничего нет. Только непонятные карьеры, которые и использовал дубненский мотокросс для зрелищности

Изображение

Но куда потом делись? Не ломать же столь мощные сооружения при общем дефиците помещений, если уж Дмитлаг сразу с собой не забрал? На снимке облёта ГЭС 60-х годов их уже нет. ДМЗ что ли спёр себе на стройплощадку? Вот... загадка.

Изображение

Ответить

Вернуться в «Наша Дубна»