Откуда исчо-то!Oliver писал(а):Из темы "Куда идут IT компании" =)timda писал(а):...цель состоит в том, что меня бесит читать форум, где каждый второй пытается все обосрать, что другие делают, причем эти срущие люди, более чем уверен, сами в жизни ничего не добились...
Откуда Дубна пошла есть?
Re: Откуда Дубна пошла есть?
WBR, timda
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Так как ратминский камень находится на общей территории города, то мною был сделан запрос в Администрацию города по поводу документов, на основе которых он был установлен. Оказалось, что в Администрации нет ни одного(!) письменного документа по установке камня. В письме за подписью заместителя главы города Н.Ю. Мадфеса сказано, что «архитектурное решение по памятному камню в Ратмино было согласовано в Управлении архитектуры и градостроительства (как выяснилось, устно – Л.З.). Текст надписи (а это главное! – Л.З.) Администрация города не согласовывала».
Из университета «Дубна» также на запрос получен официальный ответ за подписью и.о. декана факультета социологии и гуманитарных наук Е.Н. Боклагова, что кафедра социологии и гуманитарных наук к установке камня не имеет никакого отношения.
Установка камня и надпись на нём не согласовывалась и с муниципальным дубненским музеем археологии и краеведения.
Единственный документ, который удалось найти по установке камня, оказался Протокол заседания комиссии по градостроительству и земельным отношениям №4 от 16.04.04 г. под председательством А.А. Раца. Согласно пункту 15 этого Протокола, комиссия разрешила «Наследию» установить мемориальный памятный знак в Ратмино при условии согласования места и внешнего вида памятника с Управлением архитектуры и градостроительства. Это было сделано позже на словах. Содержание надписи на памятнике комиссией не рассматривалось! Это следует из Протоколов комиссии, это подтверждено председателем комиссии на тот момент А.А. Рацем.Однако в специальном информационном выпуске своей газеты «Дубненские известия. Полезные страницы» от 28 апреля 2011 г. И.Б. Даченков пишет: «С предложением увековечить память древнерусской Дубны с помощью мемориала, который станет достопримечательностью для города, Фонд обратился к Александру Рацу, возглавлявшему тогда городскую земельную комиссию. Комиссия затребовала обоснование надписи на камне, и оно было предоставлено. Далее комиссией было принято положительное решение, что отражено в соответствующем Протоколе». Без комментариев.
Таким образом, «Наследию» на городском уровне было дано разрешение на установку памятника без официального утверждения надписи на нём! Почему такое оказалось возможным, тема другого разговора. А сегодня в результате этой халатности истинная история возникновения знаменитой на весь мир подмосковной Дубны оказалась полностью искажена.
В том же выпуске газеты «Дубненские известия. Полезные страницы» от 28 апреля 2011 г. И.Б. Даченков чётко прописал, кто дал добро на ошибочную надпись. Это: сам И. Даченков, Р. Страчков (умер в 2008 году), И. Шимон и А. Шкода (своего рода совет в Филях). Все остальные люди, за исключением непосредственных исполнителей (художника, мастеров по камню) впервые (если верить им на слово) увидели надпись после окончательной установки памятника. Многие признаются, что были в недоумении от содержания надписи.
В той же газете Даченков пишет: «По тому количеству свадебных и семейных альбомов, где можно увидеть фотографии с ратминским камнем, нетрудно понять, что он стал одной из ярких, я бы сказал, уникальных достопримечательностей Дубны. Это значит, что памятный знак выполняет свою знаковую, познавательную и просветительскую функцию». Спрашивается, о какой познавательной и просветительской функции камня идёт речь, если надпись на нём целиком и полностью дезинформирует людей?
Из университета «Дубна» также на запрос получен официальный ответ за подписью и.о. декана факультета социологии и гуманитарных наук Е.Н. Боклагова, что кафедра социологии и гуманитарных наук к установке камня не имеет никакого отношения.
Установка камня и надпись на нём не согласовывалась и с муниципальным дубненским музеем археологии и краеведения.
Единственный документ, который удалось найти по установке камня, оказался Протокол заседания комиссии по градостроительству и земельным отношениям №4 от 16.04.04 г. под председательством А.А. Раца. Согласно пункту 15 этого Протокола, комиссия разрешила «Наследию» установить мемориальный памятный знак в Ратмино при условии согласования места и внешнего вида памятника с Управлением архитектуры и градостроительства. Это было сделано позже на словах. Содержание надписи на памятнике комиссией не рассматривалось! Это следует из Протоколов комиссии, это подтверждено председателем комиссии на тот момент А.А. Рацем.Однако в специальном информационном выпуске своей газеты «Дубненские известия. Полезные страницы» от 28 апреля 2011 г. И.Б. Даченков пишет: «С предложением увековечить память древнерусской Дубны с помощью мемориала, который станет достопримечательностью для города, Фонд обратился к Александру Рацу, возглавлявшему тогда городскую земельную комиссию. Комиссия затребовала обоснование надписи на камне, и оно было предоставлено. Далее комиссией было принято положительное решение, что отражено в соответствующем Протоколе». Без комментариев.
Таким образом, «Наследию» на городском уровне было дано разрешение на установку памятника без официального утверждения надписи на нём! Почему такое оказалось возможным, тема другого разговора. А сегодня в результате этой халатности истинная история возникновения знаменитой на весь мир подмосковной Дубны оказалась полностью искажена.
В том же выпуске газеты «Дубненские известия. Полезные страницы» от 28 апреля 2011 г. И.Б. Даченков чётко прописал, кто дал добро на ошибочную надпись. Это: сам И. Даченков, Р. Страчков (умер в 2008 году), И. Шимон и А. Шкода (своего рода совет в Филях). Все остальные люди, за исключением непосредственных исполнителей (художника, мастеров по камню) впервые (если верить им на слово) увидели надпись после окончательной установки памятника. Многие признаются, что были в недоумении от содержания надписи.
В той же газете Даченков пишет: «По тому количеству свадебных и семейных альбомов, где можно увидеть фотографии с ратминским камнем, нетрудно понять, что он стал одной из ярких, я бы сказал, уникальных достопримечательностей Дубны. Это значит, что памятный знак выполняет свою знаковую, познавательную и просветительскую функцию». Спрашивается, о какой познавательной и просветительской функции камня идёт речь, если надпись на нём целиком и полностью дезинформирует людей?
Последний раз редактировалось Лариса Зиновьева 05 сен 2011, 01:03, всего редактировалось 2 раза.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
О Боже, это случилось снова 

- Filimon Кykyev
- Сообщения: 15458
- Зарегистрирован: 18 апр 2008, 22:15
- Откуда: БВ-ЛБ
- Контактная информация:
Re: Откуда Дубна пошла есть?
У нас без всевышнего разрешения блоки на дорогах и в проездах ставят, а вы еще на элемент ландшафтного дизайна пакет документов хотите изыскатьЛариса Зиновьева писал(а):Так как ратминский камень находится на общей территории города, то мною был сделан запрос в Администрацию города по поводу документов, на основе которых он был установлен. Оказалось, что в Администрации нет ни одного(!) письменного документа по установке камня....

Ихмо познавательную и просветительную функцию имеют только два камня: философский и "камень" в виде процессора.Спрашивается, о какой познавательной и просветительской функции камня идёт речь, если надпись на нём целиком и полностью дезинформирует людей?
Да и надпись в чем дезориентирует? Что Юра Д. к нам не приезжал сюда?
Не верю - Дубна, что сейчас, что тогда была раем для москвачей.
Вот и Юрик, помню бывало, частенько ездил на рыбалку, на Ратминскую стрелку. Ушицой побаловаться, медов хмельных испить, да девонек местных пощупать.
Приглянулось ему местечко, дачку себе там заделал, потом вокруг цельный поселок образовался.
Шоб яблоки, да репу не тырыли, поселок, как водится забором огородили, в виде частокола. ЧОП посадили в сторожевых башнях.
Рыбку да овощи с огородов стали продавать, на рынке, который был расположен прямо на разворотном кольце у храма.
В память, вот об этом рынке, благодарные потомки установили каменюку с надписью - Отсюда Дубна пошла есть....
Уважаемая Лариса З. специально для вас, в городе мострячут кучу разворотных кругов. Можете собирать бумажки и устанавливать на них свои альтернативные камни, с познавательной и просветительной функцией.
Первый думаю неплохо поставить на развороте Вернова-Боролюбова, с надписью - Отсюда будет построен мост через Волгу в 2112 году...

Re: Откуда Дубна пошла есть?
В любом случае " Караван идет.." Еще говорят "Щука в озере нужна, чтоб карась не спал". Селение на ратминской стрелке появилось гораздо ранее срока, указанного на камне. Раскопки Пекуновского могильника, состоящего из 209 захоронений датируются Х веком. Ландшафт местности не изменялся и рассуждая логически можно придти к заключению, что древние наши предки просто не могли не заметить такого места. Хотелось бы больше знать о раскопках у новой Кревы. Хотя бы вот об этой монете. ..."Еще одна монета с процарапанными изображениями выявлена в погребении Второго Пекуновского могильника на Верхней Волге." http://perunica.ru/svalka/889-graffiti- ... rus-i.htmlФарзой писал(а):О Боже, это случилось снова
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Вопрос, когда началось заселение дубненской территории вообще или о первом упоминании такого заселения, одно. Вопрос, когда началась история города Дубны, поставленного сегодня на карте, совсем другое! "Наследию" сначала следовало бы чётко определиться, что они хотят отразить на камне и потом грамотно формулировать свою мысль по-русски. В газете «Дубненское наследие» (№51, 2010) Даченков с Шимоном в один голос утверждают, что надпись на камне относится исключительно к летописной Дубне, но по форме-то она, любому видно, относится к современному городу. Обычный русский язык! Отсюда и противоречие надписи с реальностью. Вывод – Даченков и Шимон не владеют русским в должной мере. Только и всего!native писал(а): Селение на ратминской стрелке появилось гораздо ранее срока, указанного на камне.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Да и фиг с ними обоими. Я так понимаю, что ежели вопрос в этом - то вопрос лё-о-гонький.Лариса Зиновьева писал(а):[. Вывод – Даченков и Шимон не владеют русским в должной мере. Только и всего!
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Уважаемая Лариса Зиновьева, любителей и исследователей нашей истории, истории города, уходящей своими корнями в вековую старину очень много. Интерес к прошлому только возрастает и ширится. Ищутся и находятся новые летописи и мы с замиранием сердца находим в них упоминание о нашей древней Дубне. Так что камень мы Вам не дадим и другим тоже. Надпись на нем нормальная, стилизованная под старину, "драйвовая", как сейчас говорят, шокирующая. И если эта надпись кого-то сподвигнет прочесть певучий язык летописи и найти там аналогии - так это хорошо.Лариса Зиновьева писал(а):..... надпись на камне относится исключительно к летописной Дубне, но по форме-то она, любому видно, относится к современному городу. Обычный русский язык! Отсюда и противоречие надписи с реальностью. Вывод – Даченков и Шимон не владеют русским в должной мере. Только и всего!
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Петров постоянно вопрошает: «Можно ли летописную Дубну считать предшественником современного города?» Странный вопрос. Конечно, можно! Слово «предшественник» в русском языке означает «другой». В данном случае на территории современной Дубны когда-то был другой город, но с тем же названием, и всем понятно, почему – традиция. Территория одна, а города разные! Это, то же самое, что у дубненского музея сначала был один директор -- Крымов, а теперь директор другой – Петров. Музей один, а директора у него в разное время разные. Крымов – предшественник Петрова, но он не Петров, он – другой человек! А мог быть вместо Крымова и однофамилец нынешнего Петрова, но он, как и Крымов, был бы другим человеком, хотя и с той же фамилией. Думаю, «Наследию» вполне понятны такие элементарные вещи, но не хватает мужества признать свою ошибку с надписью. И сейчас идёт простое забалтывание проблемы с помощью знакомых докторов. Тот же Горлов, знакомый по линии Шимона, вслед за Егоровым и Белецким наступил на те же грабли, защищая надпись, – не удосужился показать, каким образом современный город Дубна пошёл от Ратмино, которое было подсоединено к уже существующему городу!
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Эх, неблагодарное это занятие - учить людей русскому языку на нашем форуме. Тагиров вот учил нас, учил - и где теперь тот Тагиров?Лариса Зиновьева писал(а):В газете «Дубненское наследие» (№51, 2010) Даченков с Шимоном в один голос утверждают, что надпись на камне относится исключительно к летописной Дубне, но по форме-то она, любому видно, относится к современному городу. Обычный русский язык! Отсюда и противоречие надписи с реальностью. Вывод – Даченков и Шимон не владеют русским в должной мере. Только и всего!


Если говорить серьезно - словосочетание "стала есть" в современном русском языке имеет только одно значение - "начала кушать", "приступила к питанию". Значение "начала существовать" фраза "стала есть" имеет не в русском, а в древнерусском языке - впрочем, она вполне понятна нашим современникам - и хорошо опознаётся как именно древняя, архаичная фраза - о чем свидетельствует также характерная графика самой надписи.
Так кто здесь не знает современный русский язык?

Вообще совершенно согласен с Филимоном. Откуда такая тяга к разрушению? Тратить свою бесценную жизнь, тратить чужие бесценные жизни - не на попытки сделать что-то новое, свое, отражающее свою точку зрение - а на стремление разрушить то, что сделали другие? Эх...

Native, спасибо, Вы затронули очень интересную тему про Пекуновское граффити, подготовлю материал - и поговорим или поспорим на эту тему подробнее

Отвечаете за эти слова, Лариса Леонидовна? Я вот отвечаю за то, что это неправда. И это уже далеко не первая неправда в Ваших попытках дискредитировать оппонентов, увы...Лариса Зиновьева писал(а): Тот же Горлов, знакомый по линии Шимона

-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Во-первых, у меня не было речи о современном или древнерусском языке. Слово "современный" употреблено лишь в сочетании с "городом".Фарзой писал(а):
Так кто здесь не знает современный русский язык?
Во-вторых, ясно, что в данном случае я оговорилась, написав "по форме", т.к. совершенно ясно по моему контексту, что речь шла о конструкции "Отсюда Дубна etc." Ясно, что каким шрифтом эту фразу не напиши, каким русским языком (современным или древним) не напиши, в конце концов, на каком языке не напиши (From here Dubna etc.) она всегда ОДНОЗНАЧНО будет означать, что современный подмосковный город Дубна, который сегодня значится на картах, имеет своё основание в Ратмино! А это не соответствует действительности. Поэтому не грех указать на эту ошибку, если не относиться к истории равнодушно. Называть это справедливое замечание разрушением чего-то великого, сделанного другими, по меньшей мере, непонятно.
А вся тирада по поводу современного и древнего русского языка опять же из серии забалтывания существа вопроса.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Верю! Самая правдивая история. Я всегда об этом догадывался.Filimon Кykyev писал(а):...
В память, вот об этом рынке, благодарные потомки установили каменюку с надписью - Отсюда Дубна пошла есть....

-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Во-первых, масса народа высказала нам с Макурочкиной спасибо за статью в "ПМ" в первую очередь за интересный материал по истории города, ранее им абсолютно неизвестный.Фарзой писал(а): Тратить свою бесценную жизнь, тратить чужие бесценные жизни - не на попытки сделать что-то новое, свое, отражающее свою точку зрение - а на стремление разрушить то, что сделали другие?
Во-вторых, и для некоторых "чужих бесценных жизней" та статья оказалась с пользой для дела -- Даченков с Петровым, например, тихой сапой подкорректировали свои прежние материалы по истории Дубны. Очень наглядно, к примеру, сравнить передовицу Даченкова в "Дубненском наследии" (№51, 2010) со статьёй Петрова "История Дубны" на сайте музея ОИЯИ или стр. 165-184 в книге Даченкова и Петрова "История подмосковного Верхневолжья", буклет к фильму "Дубна. Два берега" со стр. 8 в той же книге и т. д. В упомянутой книге достаточно принципиальных ошибок, но и достаточно моментов, которыми авторы не побрезговали, воспользовавшись нашими материалами. Так что грех говорить о пустой трате "чужих бесценных жизней" с моей стороны. Это всё пустословие.
Лучше по существу. Ясно, что конструкция первой части надписи «Отсюда Дубна стала есть» ОДНОЗНАЧНО указывает на факт того, что развитие современного города началось с места расположения Ратмино, – ведь камень находится на территории города, а слово «древнерусская» отсутствует. Фарзой, покажите мне, пожалуйста, каким образом Дубна пошла от Ратмино, если Ратмино было подсоединено к уже существующему городу. И вопрос закроется сам собой.
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Вся Россия отмечается в памятных местах по одному клише: "Здесь был Вася!" Так почему же вдруг "Наследие" изменило традиции в отношении Юры Д. и поставило ему вместо "ЗДЕСЬ" "ОТСЮДА"?Filimon Кykyev писал(а):
Да и надпись в чем дезориентирует? Что Юра Д. к нам не приезжал сюда?
Не верю - Дубна, что сейчас, что тогда была раем для москвачей.
Вот и Юрик, помню бывало, частенько ездил на рыбалку, на Ратминскую стрелку. Ушицой побаловаться, медов хмельных испить, да девонек местных пощупать.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
И в правду!Лариса Зиновьева писал(а):Вся Россия отмечается в памятных местах по одному клише: "Здесь был Вася!"
http://www.youtube.com/watch?v=l8tNe7ifCvY
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Вот прямо-таки Вашими материалами? И где же эти негодяйские авторы воспользовались Вашими материалами, надо полагать - еще и не указав ссылку на Вас?Лариса Зиновьева писал(а): В упомянутой книге достаточно принципиальных ошибок, но и достаточно моментов, которыми авторы не побрезговали, воспользовавшись нашими материалами.


Вот прямо так и сказано на камне "Современная Дубна началась с Рамтино"? ОбалдетьЛариса Зиновьева писал(а):Ясно, что каким шрифтом эту фразу не напиши, каким русским языком (современным или древним) не напиши, в конце концов, на каком языке не напиши (From here Dubna etc.) она всегда ОДНОЗНАЧНО будет означать, что современный подмосковный город Дубна, который сегодня значится на картах, имеет своё основание в Ратмино! А это не соответствует действительности.

Скажите, Лариса Леонидовна, где нибудь, в каком-нибудь тексте "Наследия" так сказано? Разве в книгах, сборниках, статьях, в методических материалах, на сайте "Наследия" не раскрываются подробно этапы истории ВСЕХ поселений, существовавших на территории современной Дубны В ПРОМЕЖУТКЕ между существованием древнерусской Дубны и историей современного города? Разве "Наслединцы" ХОТЬ ГДЕ-ТО утверждали, что девнерусский город Дубна непосредственно преобразовался в современный город Дубну, и между этими городами не было многих веков, на протяжении которых НИКАКИХ городов на территории современной Дубны не было? Где же тогда столь любезная Вам "фальсификация" истории города?

Последний раз редактировалось Фарзой 02 сен 2011, 21:49, всего редактировалось 2 раза.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Нет на камне ни слова "город", ни слова "наукоград". А Дубна - слово ёмкое))
dubna-inform.ru
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Ну да, слов "Началась с Ратмино" там тоже совершенно нет. "Отсюда" - это о месте, на котором находится городище, а вовсе не о "деревне Ратмино", которая на самом деле, конечно, никакая не "деревня Ратмино", а совсем даже "село Городище на Дубенском устье" - это уже советские социалистические эксперименты над названиями нашей местности исказили топонимическую ситуациюlosharik писал(а):Нет на камне ни слова "город", ни слова "наукоград". А Дубна - слово ёмкое))


И, кстати, Лариса Леонидовна, Вы ведь так и не ответили на вопрос - отвечаете ли Вы за свои слова, что В.Н. Горлов - это знакомый И.Я. Шимона,по-знакомству помогающий "Наследию" фальсифицировать историю Дубны?

- Filimon Кykyev
- Сообщения: 15458
- Зарегистрирован: 18 апр 2008, 22:15
- Откуда: БВ-ЛБ
- Контактная информация:
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Уважаемая Лариса З., констатирую факт - вы совершенно не знаете загадочные души своих соотечественников.Лариса Зиновьева писал(а):Вся Россия отмечается в памятных местах по одному клише: "Здесь был Вася!" Так почему же вдруг "Наследие" изменило традиции в отношении Юры Д. и поставило ему вместо "ЗДЕСЬ" "ОТСЮДА"?Filimon Кykyev писал(а):Да и надпись в чем дезориентирует? Что Юра Д. к нам не приезжал сюда?
Не верю - Дубна, что сейчас, что тогда была раем для москвачей.
Вот и Юрик, помню бывало, частенько ездил на рыбалку, на Ратминскую стрелку. Ушицой побаловаться, медов хмельных испить, да девонек местных пощупать.
Гораздо чаще россияне в памятных местах отмечаются совершенно другим словом...


Re: Откуда Дубна пошла есть?
Уважаемый Native, еще раз спасибо большое Вам за идею! Встречал упоминание об этом граффити, но Вы меня подтолкнули к написанию некоторого текста на сей счет, чем и занимался вчерашний вечер и сегодняшнее утроnative писал(а):Хотелось бы больше знать о раскопках у новой Кревы. Хотя бы вот об этой монете. ..."Еще одна монета с процарапанными изображениями выявлена в погребении Второго Пекуновского могильника на Верхней Волге."

Находки арабских дирхемов в окрестностях Дубны
Дирхемами называются древние арабские серебряные монеты, являвшиеся некоторое время универсальным платёжным средством на обширных территориях Европы и Ближнего Востока. Особенно широкое распространение дирхемы получили в IX-X вв. Монеты этого времени именуются куфическими дирхемами по наименованию арабского письма – куфи, с помощью которого на них делали надписи. Эти монеты, в соответствии с канонами ислама, не содержат никаких изображений, а только красочные арабские надписи: цитаты из Корана, указания на место и время чеканки и имена правителей, при которых они были выпущены. Достаточно широкое распространение имели не только целые, но и разрезанные на части дирхемы – таким образом в древние времена рассчитывались за покупки, которые не стоили целой монеты, или давали сдачу.
В начале XI века в арабских странах исчерпались источники серебра, что привело к потере дирхемом статуса универсального платёжного средства. Находка на археологическом памятнике куфических дирхемов является достаточно надежным свидетельством того, что этот памятник существовал, как правило, не позднее XI века.
Более тридцати серебряных дирхемов, изготовленных больше тысячи лет назад – в первой половине и середине Х века, были найдены в разные годы московскими и тверскими археологическими экспедициями на территории Пекуновского селища (оно же – поселение Крева). Этот археологический памятник расположен на левом берегу Волги, практически напротив городища Дубна (Ратминского поселения) – остатков древнерусского города.

Селище представляет собой крупный, многослойный археологический памятник, сохранивший свидетельства истории разных эпох. В 1965-66 гг. здесь проводил исследования отряд археологической экспедиции Государственного Исторического музея под руководством А.В. Успенской, им были исследованы остатки двух древнерусских домов с глинобитной печью и каменным очагом, а также следы железоделательного производства в виде скопления многочисленных шлаков, железных криц и кусков болотной руды.
В основании культурного слоя Пекуновского селища залегают материалы бутовской культуры эпохи мезолита и неолические предметы, выше – остатки поселка дьяковской культуры раннего железного века, над ними – материалы второй половины I тыс. до н.э. и культурные остатки древнерусского поселения XI-XIII вв. С памятника происходит большое количество разнообразных находок, в том числе несколько предметов скандинавского происхождения – свидетельства активного участия викингов в функционировании Волжского торгового пути.
Найденные на Пекуновском селище серебряные дирхемы являются, судя по всему, остатками растащенного пашней клада, зарытого каким-то довольно состоятельным древним русичем, вероятнее всего – не позднее XI века, около тысячи лет назад.
Еще один серебряный дирхем с прочерченным на ним изображением – граффити – был найдет в 1972 году в одном из погребений кургана № 40 Второго Пекуновского могильника (он же «могильник Крева 2»), исследованного Славянским отрядом Верхневолжской экспедиции Института археологии АН СССР под руководством К.И. Комарова.
Это дирхем был обнаружен в захоронении древнерусской женщины, жившей в первой половине XI века. Кроме монеты в состав ее погребального инвентаря входило несколько серебряных украшений (перстень с завязанными концами, перстнеобразное кольцо, полая бусина), а также сердоликовые и стеклянные бусы, железный нож, керамический сосуд.
Как известно, принятие христианства на Руси состоялось в конце X века, хотя целый ряд знатных и простых русичей стали христианами раньше этого времени. Однако в первой половине XI века, во время совершения указанного погребения, язычество всё еще было широко распространено в народной жизни. Так и женщина, в захоронении которой археологами был найдет дирхем, похоронена по языческому обряду. Более того, руководитель этих раскопок Константин Иванович Комаров полагает, что весь курган № 40 представляет собой погребение дружинника с его жёнами, и женщина, захороненная с дирхемом, была одной из таких жён.
Найденный погребении дирхем представляет собой брактеат (тонкую монету с чеканкой на одной стороне) и был определен известным специалистом в этой области Г.А. Федоровым-Давыдовым как изготовленный во время династии Саманидов, в промежутке с 914 по 932 гг. Судя по всему, дирхем в качестве привески входил в состав ожерелья, образованного серебряными, сердоликовыми и стеклянными бусами. На лицевой стороне дирхема был прочерчен какой-то знак – граффити. Автор раскопок счел, что этот знак не поддается достоверному чтению.

И.Г. Добровольский, И.В. Дубнов и Ю.К. Кузьменко, проводившие специальные исследования граффити на монетах, найденных на археологических памятниках древней Руси, определили граффити на пекуновском дирхеме как изображение ладьи с парусом треугольной формы (монография указанных авторов «Граффити на восточных монетах. Древняя Русь и сопредельные страны», Ленинград, 1991, с. 13, 30, 62, 65).
Изображения ладей изредка встречаются на восточных монетах, найденных и на других древнерусских памятниках. Как известно, ладья была основных средством передвижения викингов, сыгравших очень важную роль в основании русского государства, и оставалась одним из главных транспортных средств древнерусских дружин. Такие ладьи плавали тысячу лет назад по рекам Волге и Дубне. Макет подобного корабля можно увидеть в нашем городе, он установлен на перекрестке проспекта Боголюбова с улицей Вернова.
Тщательное изучение таких ярких и интересных находок, как серебряные арабские дирхемы – универсальная валюта своего времени – имеет большое значение для реконструкции исторических процессов и особенностей древней жизни на территории нашего края.
В свою очередь, ошибки в учете мест находок и датировки этих монет могут приводить к искажению представлений о древней истории Верхневолжья. Так, например, в недавно опубликованном в газете «Площадь Мира» письме из Санкт-Петербургского института истории РАН, полученном Советом депутатов города Дубны, говорится о возможности более ранней датировки древнерусской Дубны, чем это принято в настоящее время. Более ранняя датировка, по мнению авторов письма, следует из факта находок арабских дирхемов на остатках этого древнего города. Действительно, ко времени Юрия Долгорукого, которым датируется возникновение города и крепости в устье Дубны большинством специалистов, арабские дирхемы уже не были в ходу на Руси.
Однако данная попытка передатировать время основания исторического предшественника нашего города связана с весьма прискорбной ошибкой – на территории древнерусской Дубны за много лет исследований профессиональными археологами и дубненскими краеведами ни разу не было найдено ни одного арабского дирхема. Дирхемы, о которых пишут авторы письма из Санкт-Петербургского института истории, на самом деле были найдены не на правом, а на левом берегу Волги и датируют они не городище Дубна, а Пекуновское селище, которое вообще содержит множество материала более раннего времени, чем находки с правобережного археологического памятника.
В целом история соотношения древнерусских поселений, располагавшихся в наших местах по берегам Волги, оказалась весьма похожей на историю современного города – левобережное поселение (Пекуновское селище) возникло раньше, чем правобережное (древнерусская Дубна), точно также, как и современная «тридцатка» начала создаваться существенно раньше, чем институтская часть и приобрела городские черты раньше, чем поселок Большая Волга. Однако впоследствии правобережное поселение, возникшее позже левобережного, приобрело большую известность – это справедливо как для институтской Дубны, так и для древнерусского города, располагавшегося в районе нынешней улицы Ратмино.
Арабские дирхемы, найденные на Пекуновском селище, жители и гости Дубны могут увидеть на выставках, посвященных истории нашего края, регулярно организуемых Общественным фондом «Наследие», или посмотреть в экспозиции дубненского музея археологии и краеведения (ул. Моховая, 11), в котором хранится множество интересных свидетельств истории наших мест.
Федор Петров
Текст размещен здесь - http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... iditem=855
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Уважаемый Фарзой, спасибо за интересный и увлекательный рассказ о дирхемах.
Форум этим и интересен. В процарапанном изображении мне тоже показалось, что процарапана ладья. Вероятно в жизни этому предшествовала какая-то романтическая история, о которой мы уже никогда не узнаем. Возможно это и не жена, а наложница? Обычай убивать на могиле ( хоронить с погибшим его жен, любимых лошадей и наложниц) - это кажется гуннский обычай. Не такой обряд мы и видели на картине Семирадского "Похороны знатного русса"?
Известно, что курган (Пекуново-2) содержал урновое трупосожжение
Что значит" похоронена по языческому обряду"?
Из 209 насыпей исследовано 98. Как защищены оставшиеся курганы от " черных " копателей" , подобных этим?
http://www.historyworlds.ru/otktitiy/33 ... unnov.html
Ждем ваших обстоятельных рассказов. Полагаю, что это интересно всем.
Форум этим и интересен. В процарапанном изображении мне тоже показалось, что процарапана ладья. Вероятно в жизни этому предшествовала какая-то романтическая история, о которой мы уже никогда не узнаем. Возможно это и не жена, а наложница? Обычай убивать на могиле ( хоронить с погибшим его жен, любимых лошадей и наложниц) - это кажется гуннский обычай. Не такой обряд мы и видели на картине Семирадского "Похороны знатного русса"?
Известно, что курган (Пекуново-2) содержал урновое трупосожжение
Что значит" похоронена по языческому обряду"?
Из 209 насыпей исследовано 98. Как защищены оставшиеся курганы от " черных " копателей" , подобных этим?
http://www.historyworlds.ru/otktitiy/33 ... unnov.html
Ждем ваших обстоятельных рассказов. Полагаю, что это интересно всем.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Уважаемый Native, спасибоnative писал(а):Обычай убивать на могиле ( хоронить с погибшим его жен, любимых лошадей и наложниц) - это кажется гуннский обычай...

Обычай убивать вместе с умершим жён (наложниц) и лошадей был известен у целого ряда языческих народов, не только у гуннов. Скифы этим же занимались. У индийцев - обряд сати, самоубийство жены на похоронах мужа. Вообще тема человеческих жертвоприношений весьма ярко проявлена и в индоевропейских, и в тюрко-монгольских культурах...
Значит в данном случае, что она похоронена с разноообразным погребальным инвентарём - включая нож, глиняный сосуд, украшения. В христианской культуре или (на других территориях) в исламе так уже не хоронили. Датировка - уже после начала активного распространения на Руси христианства, а погребальный обряд еще сугубо языческий, с сопроводительным инвентарём. Впрочем, погребальный обряд - это вообще довольно консервативная область культуры. Да и христианство первое врмя распротранялось по Руси не очень равномерно.native писал(а):Что значит" похоронена по языческому обряду"?
Увы, там уже всё - раскопано или разграблено, на пекуновских могильника... Нечего там уже защищать...native писал(а): Как защищены оставшиеся курганы от " черных " копателей" , подобных этим?

Последний раз редактировалось Фарзой 02 сен 2011, 21:39, всего редактировалось 2 раза.
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Правда ли, что у некоторых народностей было принято первую рождённую девочку закапывать сразу при рождении? Смысл : чтобы далее рождались мальчики.Фарзой писал(а):[ Вообще тема человеческих жертвоприношений весьма ярко проявлена и в индоевропейских, и в тюрко-монгольских культурах...
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Не, Мура, это фейк. Во всяком случае - в адекватных источниках ничего такого не встречал. Конечно, у большинства народов мальчику отцы радовались больше - но не до такой степени :)))мура писал(а): Правда ли, что у некоторых народностей было принято первую рождённую девочку закапывать сразу при рождении? Смысл : чтобы далее рождались мальчики.
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 20:55
Re: Откуда Дубна пошла есть?
Фарзой, вы опять стараетесь заболтать вопрос. Посмотрите внимательно, что у меня написано: "... конструкция первой части надписи «Отсюда Дубна стала есть» ОДНОЗНАЧНО указывает на факт того, что развитие современного города началось с места расположения Ратмино, – ведь камень находится на территории города, а слово «древнерусская» отсутствует." Поэтому перефразирую свой вопрос, хотя это будет просто длиннее. Покажите мне, пожалуйста, каким образом Дубна пошла от места расположения Ратмино, если это место вошло в черту уже существующего города. И вопрос закроется сам собой. Только при этом не надо умничать, как Лошарик, что Дубна -- понятие ёмкое. Тогда и пишите на камне не Дубна, а Дубненский край (гордость Даченкова). Не надо людей считать за дураков -- спросите любого нормального человека и он вам ответит, что слово Дубна на камне он относит к сегодняшнему городу. Никаких "ёмкостей". Мы обычно говорим: "Я поехал в Кимры" без приставки город.Фарзой писал(а): Вот прямо так и сказано на камне "Современная Дубна началась с Ратмино"? Обалдеть